Этическая суть и психология науки

Страница 2

Исследования показали, что роль IQ в социальной карьере перевешивает роль социально-экономического статуса родителей. Если учесть, что женщины с низким IQ обычно имеют значительно больше детей, чем женщины с высоким IQ, то налицо негативная тенденция интеллектуального развития общества. Теперь коснемся такой деликатной темы, как "роль полового фактора" в научном обществе, так как в любом социологическом анализе это один из основных исходных пунктов. Современное общество, особенно в Америке, во многом превратно толкующее реальные следствия принципов свободы и равенства, буквально помешано на этом пункте. Но мужчины и женщины кардинально различаются между собой по своей функции в природе. И главное их различие даже не в физических особенностях организма, а в биологическом предназначении и обусловленной им форме функции распределения основных принципов в мужской и женской части популяции (рис. III-I).

Рисунок. Функция распределения признаков в популяции и характер ее эволюционного изменения. Е - степень выраженности признака, N - доля популяции с данной степенью выраженности признака.

Рассмотрим, для примера, такой параметр, как продолжительность жизни. Почти во всех возрастных категориях смертность среди мужчин выше, и в возрастной группе 60-70 лет женщины заметно преобладают, но когда речь заходит о рекордсменах-долгожителях, т. е. о возрастной группе старше 100-110 лет, то это почти исключительно мужчины. Выдающиеся показатели в любой области, в том числе и научный талант, - это экстремальное отклонение от нормы. Поэтому среди выдающихся представителей человечества всегда преобладали, и будут преобладать мужчины. Это, если угодно, их природная функция. Матриархат возможен только в стабильные периоды развития, а человечество, по-видимому, вступает в полосу грядущих катаклизмов и потрясений. Мужчины являются разменной монетой эволюции. Функция "исследователя", "первопроходца" - это их биологическое предназначение.

Интересно также проследить влияние на активность ученых и продуктивность их труда такого параметра, как возраст. Связь возраста с творческими и интеллектуальными возможностями человека рассматривается, например, в книге В. Дружинина "Психология общих способностей". Психологи определяют интеллект как некую способность, от которой зависит, насколько успешно человек адаптируется к новым условиям. В основе этой способности — скорость обработки информации нервной системой. Особенно интенсивно человек интеллектуально развивается в первые 20 лет своей жизни, прежде всего с двух до двенадцати лет. Затем наступает стабилизация, и с 30-34 лет начинается спад. Впрочем, в последнее время данные о снижении интеллекта у пожилых людей психологи подвергают критике. Судя по результатам ряда исследований, снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только после 60 лет. Но и это зависит от профессии человека: у работников умственного труда, продолжающих свою деятельность, оно не наблюдается. Некоторые свойства интеллекта могут развиваться даже в преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит замедление мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обработки информации.

С возрастом меняются и творческие способности. Изучение жизнеописаний ученых, композиторов, писателей, художников свидетельствует о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет. Анализ биографий нескольких сот ученых показал, что пик творческой активности, определенный по датам опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится в среднем на 39 лет.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Новые информационные технологии в обучении английскому языку
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направл ...

Организация и методика исследования
Эксперимент проводился в Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида №6. В 2007-2008 году школа работает в режиме шестидневной недели, в одну смену. Каждому учителю, работающему в школе предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитание детей. Цель нашего исследования - экспериментально проверить эффективность при ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru