Этическая суть и психология науки

Страница 3

Рисунок. Развитие коллективности в авторстве печатных научных работ по химии (1910-1960гг.). 1 - один автор, 2 - два автора, 3 - три автора, 4 - четыре автора.

Однако даже при сохранении высокой творческой активности с возрастом заметно меняется характер научной деятельности (табл. III-1). На фоне монотонного убывания доли исследовательской активности постепенно растет роль педагогической и организаторской деятельности, что является объективным отражением как потребности научного сообщества, так и открывающихся с возрастом для крупных ученых новых возможностей самовыражения, самореализации в науке. Как и в любом творчестве, работа в различных областях науки требует соответствующего характера и темперамента:

1. Одним нравится теоретизировать, часто в спекулятивной манере, и время от времени, основываясь на нескольких фактах или принципах, выступать с новой идеей, которую можно подтвердить или опровергнуть экспериментом.

2. Другие находят удовольствие в систематических экспериментах и наблюдениях, надеясь от них перейти к какому-то объединяющему принципу (пример — создание Ч. Дарвином теории эволюции).

3. Третьи поглощены совершенствованием экспериментальных методов и поэтому часто наталкиваются на принципиально новые явления, о которых раньше и не подозревали.

4. Четвертые бросают критический и энциклопедический взгляд на все научное поле и выступают иногда с экспериментом, который вскрывает внутреннюю несостоятельность существующего подхода к предмету или открывает возможность нового подхода.

Оказалось, что для успехов в науке человеку необходимо чувствовать себя ученым, обладать самосознанием ученого, т. е. в определенной мере относить к себе тот образец, который содержится в традиционной модели ученого и был воспринят им как эталон. Можно сказать, что традиционная ориентация играет роль своеобразного "охранного механизма": в том многообразии ролей, которые приходится играть современному работнику науки, она сохраняет его как ученого.

Существенным стимулом научной деятельности является фактор признания. Вклад в науку в обмен на признание — действенный механизм поддержания уровня исследований. Любой научный работник самой своей деятельностью включается в научное сообщество и он ожидает, что за сделанный им вклад в науку он получит вознаграждение в виде поощрения, премий, званий и т. д. Престиж, авторитет, известность, слава - все это проявление и следствие признания ученого, определяющее его место в научной иерархии, в системе научных связей.

Можно выделить еще одну функцию научного творчества. Ведь "цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем (Оскар Уайльд). Занятие наукой дает возможность самовыражения ученым точно так же, как занятие живописью или музыкой - людям искусства.

Кардинальное изменение роли науки в обществе к середине ХХ века потребовало переосмысливания как общественной функции науки, ее места в обществе, так и внутрикорпоративных поведенческих императивов. Возникла потребность в социологическом анализе феномена современной науки.

Особенно активно изучением "человека в науке" занимались американские социологи. Р.К. Мертон, признанный "отец" социологии науки, и его школа сделали предметом изучения именно деятельность в социальном институте науки: по каким правилам действуют люди, какими нормами они руководствуются, какие роли выполняют, чем стимулируются, в какие структуры включены. Эта концепция исключает социологическое исследование собственно научного знания, которое развивается по собственной логике. Фактически изучается механизм функционирования науки как большой системы без учета характера и содержания проводимых исследований. Мертон предложил набор из четырех взаимосвязанных поведенческих императивов, которые он рассматривал в качестве нормативного компонента научного этоса. Эти нормы таковы:

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Особенности проведения занятий по формированию просодического компонента речи у детей с ЗПР
В учебном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено к формированию связной речи в старшем подготовительном возрасте 2 занятия в неделю. Наряду с “Программно-методическим оснащением коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР” под редакцией С.Г. Шевченко используется дополнительная литература: Е.Д. Худенко,С.Н. Шаховская, Г.А. Ткаченко “Планы-конспекты логопед ...

Неправильный порядок элементов
Учащиеся допускают ошибки в произношении, морфологии, синтаксисе и использовании лексики, если путают порядок их построения. Так например в фонетике: fignisicant вместо significant. На морфологическом уровне неправильный порядок связанных морфем наблюдается реже. Например, дети часто присоединяют окончания ing к части составного глагола, to get up: he is get upping now. Учащиеся могут переставить ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru