Основы научных методов и характер научных революций

Страница 1

Что такое наука? Существуют определения типа: "наука есть систематизированное знание" или "наука представляет собой иерархически организованную систему знаний", но такие определения не достаточны. Не всякое систематизированное знание есть наука. Ведь этому определению удовлетворяет любое систематизированное учение, не имеющее ничего общего с наукой. Можно предположить и такое определение науки, как "универсальное средство познания", но тогда в нее автоматически войдут не только искусство, которое, несомненно, также является средством познания окружающего нас мира, но и более "сомнительные" способы. Но если мы ограничимся определением науки как той ее части, к которой применим научный метод, который будет обсуждаться, ниже, мы видимо, тоже необоснованно сузим область науки, фактически сведя ее к современному естествознанию.

Сам факт возможности познания окружающего нас мира нетривиален. А.Эйнштейн так выразил свое удивление этим: "Вечная загадка мира — его познаваемость". Связь между теоретическим уровнем физического знания и опытом является по своей природе не логической, а практической, и лишь практика, опыт — критерий истинности теории. Эйнштейн подчеркивал, что "чисто логическое мышление не может принести нам никакого знания эмпирического мира". В основе современной науки лежит эмпирическое обобщение нашего повседневного опыта и наших наблюдений. Эмпирическое обобщение — это тоже всего лишь интерпретация.

Большой вклад в понимание механизмов функционирования научного сообщества, смысла и структуры научных революций внес известный американский исследователь Т.Кун. Он ввел в научный обиход такие ключевые понятия, как "парадигма" и "нормальная наука". Т.Кун обратил внимание на то, что на разных этапах одни и те же вопросы и проблемы исследователи видят по-разному, в зависимости от господствующих на данный момент "парадигм", т.е. Он обратил внимание на относительный характер научных знаний. В разных парадигмах с разными нормами знание оказалось разным.

Парадигма по Куну - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Кун отметил, что ранние стадии развития большинства наук характеризуются постоянным соперничеством между множеством различных представлений о природе.

Нормальная наука по Куну - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. Цель нормальной науки ни в коей мере не требует предсказания новых видов явлений, а явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Три класса проблем - установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории — исчерпывают поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической.

Ученные в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий. Обычно они также нетерпимы к созданию новых теорий другими. Большинство ученных в ходе их научной деятельности занято наведением порядка в своей научной области - именно это и составляет то, что называется нормальной наукой.

Самый древний научный метод - это наблюдение и классификация наблюдаемых явлений. Как много можно достигнуть с помощью этого простейшего метода демонстрирует нам история древнегреческой науки (древнегреческой философии).

По Платту метод строгих выводов - это в сущности метод индукции, восходящий еще к Бэкону и в той или иной мере практикующийся любым ученым. Различие между первым и вторым можно установить лишь при систематическом применении метода строгих выводов. Он состоит в регулярном и последовательном осуществлении при решении каждой научной проблемы следующих шагов:

1. выдвижение альтернативных гипотез;

2. выбор решающего эксперимента (или нескольких экспериментов) с альтернативно возможными исходами, каждый из которых должен как можно более убедительно устранить одну или несколько гипотез;

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Как показывают наблюдения, отношение педагогов к межличностным конфликтам и их действия в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, педагоги с авторитарным стилем общения ...

Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
Прежде всего, следует различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух - не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акце ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru