Основы научных методов и характер научных революций

Страница 2

3. проведение эксперимента таким образом, чтобы получить ясный результат;

4. повторное проведение всей этой процедуры, выдвижение новых, побочных гипотез и гипотез, вытекающих из уже имеющихся данных, для того чтобы уточнить остающиеся возможности, и так далее.

Схема напоминает нам, что мы должны выдвигать гипотезы и выбирать решающий эксперимент, а затем делать следующий шаг, взбираться до следующего разветвления, не теряя времени на побочные моменты, не имеющие прямого отношения к делу. Описанный метод имеет столь большое значение потому, что не существует более строго метода для исследования неизвестного.

Суть метода строгих выводов заключается в том, что после ознакомления с тем или иным научным объяснением или той или иной теорией нужно задать вопрос: "А какой эксперимент мог бы опровергнуть эту гипотезу?"

И еще одно замечание, которое является важнейшим следствием научного метода. Если имеются несколько альтернативных гипотез, описывающих определенный круг явлений, то до тех пор, пока какая-либо из них не будет отброшена на основании противоречия четко поставленному решающему эксперименту, все они обязаны рассматриваться как потенциально верные независимо от ваших внутренних убеждений и предпочтений. Нарушение этого принципа явилось причиной большинства самых трагичных и неприглядных страниц истории развития науки. Каждый человек вправе отстаивать то, что он считает истиной, но каждый другой имеет такое же право разбивать его доводы.

Р.Фейнман еще более кратко определил суть научного метода и отмеченные выше три его основные составляющие части: "Наблюдение, размышление и опыт - вот что составляет так называемый научный метод".

Другим важнейшим принципом современного научного подхода является принцип, сформулированный еще в XIV веке философом Уильямом Оккамом и обычно называемый "бритва Оккама": "Не следует умножать сущности без необходимости". Следствием принципа Оккама является данная А.Эйнштейном формулировка: "Цель теоретической физики состоит в том, чтобы создать систему понятий, основанную на возможно меньшем числе логически независимых гипотез, которая позволила бы установить причинную взаимосвязь всего комплекса физических процессов".

Наши знания законов природы принципиально неполны и никогда не могут стать исчерпывающими. Очень образно эту ситуацию описал Р.Фейнман: "Представьте себе, что сложный строй движущихся объектов, который и есть мир, - это что-то вроде гигантских шахмат, в которые играют боги, а мы следим за их игрой". Именно поэтому прогнозирование дальнейшего развития науки - вещь в значительной степени бессмысленная и потому бесполезная. Мы можем делать какие-то "краткосрочные" прогнозы в рамках развиваемой нами "нормальной" наук, но нам принципиально не дано заглянуть за горизонт. Ведь развитие науки, в конечном счете, задается открытиями, а открытия, по определению, непредсказуемы и могут потребовать корректировки или смены парадигм. Их нельзя вывести методами дедуктивной логики. Более того, даже само "научное исследование возможно только когда объяснение идет не дальше некоего уровня представлений, принимаемых научным сообществом как данное, - научной мифологии" (Бабаков, 2000г.). "На самом деле разум ничего не может определить с исчерпывающей полнотой, и самое главное он не может строго формализовать собственный же инструментарий - понятия" (Анохин, 2000г.).

У науки могут быть разные методы и пути развития. В течении более чем двух тысячелетий европейская наука шла путем анализа природных и социальных явлений и добилась на этом пути впечатляющих успехов, что дало человеку повод на краткий миг почувствовать себя всемогущим "царем природы" и "целью мироздания". Известны и другие пути. Восток (Китай) шел путем единого восприятия природы и человека как ее составляющей части. И вплоть до начала технической революции на Западе этот путь позволял ему опережать Европу по уровню технического развития!

Мы уже говорили о серьезном кризисе европейской цивилизации, созданной на основе достижений европейской науки и западной гуманитарной культуры, о необходимости гуманитаризации как самой цивилизации, так и науки, лежащей в ее основе. В принципе можно представить три метода познания окружающего мира: науку, искусство и Божественное откровение. Но на самом деле только наука и искусство являются методами познания, т.е. постепенного овладевания знаниями. Откровение, в принципе, может дать только уже готовое, законченное знание. Но, с другой стороны, наука и искусство - всего лишь названия двух направлений на бесконечной линейной шкале методов познания.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке. Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они ...

Стиль общения с преподавателями и товарищами по учёбе
Думаю, что для подавляющего большинства студентов определяющим фактором в самообразовании будет умение преподавателя объяснить предмет. Преподавателю нужно обладать даром преподавание, умением преподнести информацию, которую преподаватель хочет вложить в ученика, так чтобы это было понятно студенту, а не только самому преподавателю. Это и есть залог успеха учеников. Хотя это не единственное услов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru