Современное представление о заикании в дошкольном возрасте

Страница 1

Речь в процессе эволюционного развития является наиболее поздним приобретением человека и поэтому более ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте, что объясняет возникновение заикания в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей в этом возрасте речь находится на стадии формирования и становления, образующиеся нервные связи еще слабы и легко могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3 летнем возрасте, но чаще всего в возрасте 4-5 лет, когда у ребёнка образуются более сложные условные речевые связи. Ребёнок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, формируется и развивается логическое мышление. В этом возрасте к речи детей предъявляются высокие требования.

Многие авторы обращались к проблеме возникновения заикания, в настоящее время выделены две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся такие факторы, как невропатическая отягощённость родителей или невропатические особенности самого заикающегося. Инфекционные, нервные или соматические заболевания способны ослабить нервную систему ещё не родившегося ребёнка, а для уже родившихся детей особенно опасными являются состояния эмоционального напряжения, страха, что сказывается на нервно-мышечной деятельности речевого аппарата и приводит к судорожному повторению звуков, слогов, слов.

Нельзя исключать и конституционную предрасположенность, а именно, заболевания нервной системы и как следствие, её повышенная ранимость.

Иногда заикание может развиться на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству, в качестве рецессивного признака. В таком случае предрасполагающей причиной, является наследственная отягощённость.

Не менее опасными для растущего ребёнка являются различного рода травмы, которые приводят к поражению головного мозга.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся те периоды жизни ребёнка, в момент прохождения которых, нервная система является наиболее ослабленной, ранимой. Так, например, мы отмечаем ускоренное развитие речи, а именно период от 3 до 4 лет, когда все функции речи быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. Именно в этот период у многих детей отмечается повторение слогов, слов. Не следует забывать и о том, что в возрасте пяти лет оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. В этот момент речевая функция особенно хрупка. Причём более медленное её созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.

Но не только ускоренное развитие речи и физическая ослабленность детей относятся к неблагоприятным условиям, здесь так же необходимо отметить и то, что ребёнок может чувствовать себя ущемлённым в общении с окружающими, может возникать внутренний конфликт между требованиями среды и степенью его сознания. Эмоциональная напряжённость, которая нередко приводит к заиканию, может быть следствием недостаточного количества положительных контактов между ребёнком и взрослым.

Базой для развития заикания является и недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...

Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов
В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and quidance» - помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. В английском языке отс ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru