Роль мотивационных факторов выбора профессии

Страница 2

Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.

Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры:

1) мотивы выбора профессии;

2) удовлетворенность выбором профессии;

3) осведомленность о будущей профессии;

4) желание работать в дальнейшем по специальности;

5) цели будущей профессиональной деятельности;

6) требования к будущей работе.

Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как "в любой вуз - лишь бы в вуз". Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.

В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.

За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.

Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях.

Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Е.Н. Прощицкой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: "с появлением "коммерческого" набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди" .

Если студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.

Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные социальные ценности считал важнейшими Т. Парсонс - частная собственность и индивидуальная свобода.

Многие авторы утверждают, что преобладание торгового, "лавочного" бизнеса над производственным во многом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовой деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причина этого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильны и душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и как следствие - специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими - не выгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сфере труда.

Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те "мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще:

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
По мнению Лисиной и Ломова психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а также по мнению Д.Б. Эльконина с опорой на ведущий вид деятельности ребенка. Так как развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, то при создании определенных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выго ...

Структура и основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: ¾ цели обучения - общие и конкретные; ¾ содержание учебного материала; в) процессуальная ч ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru