Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 1

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы. Это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется главным образом, на теории познания и понимании того. Что поиск знания является лучшим способом межпредметного исследования.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания должны быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Для него существуют не названия учебных предметов – русский язык и природоведение, музыка и др., а многообразие объективов окружающего мира и их звуки, краски, величины.

Анализ действующих программ для начальной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции содержания образования .

Чем же отличаются уроки интегрированного содержания от использования межпредметных связей? На взгляд педагогов, это – разные дидактические понятия. Межпредметные связи предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов, что имеют дополнительное значение для изучения его типы. Это – отдельные кратковременные моменты уроков, которые содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Допустим, на уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» учитель в беседе активизирует признаки картины природы в середине или в конце весны, приобщает детские рисунки на весенние темы. В этом случае имеем дело с межпредметными связями уроков природоведения и рисования. Если же учитель проводит урок по теме «Художественный образ весны», на котором интегрировано содержание с различных предметов, и учащиеся включаются в различные виды деятельности, чтоб в их сознании и представлении возник литературно-художественный образ весны. То такой урок считаем интегрированным. Особенность его в том, что тут объединяются блоки знаний с разных предметов подчинённые одной теме. Поэтому очень важно чётко определить главную цель данного интегрированного урока и, как эпизодическое, он будет способствовать целостности обучения, формированию знаний на качественно новом уровне. Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий и умений на уроках с общим содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников. Интегрированные знания могут включаться в урок в виде фрагмента (называем животных, имеющих в написании ЖИ, ШИ, ЧА, ША), отдельного этапа (актуализация спорных знаний о нетиповом и типовом в природе при изучении русских народных сказок), на протяжении всего урока (в теме по русскому языку «словообразование»). Таким образом, происходит перенос и обобщение знаний, совершаются мыслительные процессы анализа и синтеза, формируются «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Понятие и сущность правового воспитания
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан п ...

Анализ содержания программ обучения технологии в средней общеобразовательной школе
Закон «Об образовании», принятый в России в 1992 г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры; «формирование человека, гражданина, интегрированного в со ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru