Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 5

І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:

как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;

с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;

как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.

II. Литература на уроках музыки используется как:

подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;

вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);

использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения.

Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.

Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение – музыкальный рассказ – будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).

Формированию умения определять главную мысль произведения, переживания героев и высказывать отношение к ним способствует детальный анализ учителем характеров, настроений и развития эмоциональных состояний действующих лиц произведения. Но следует помнить, что интерес младших школьников во время чтения литературного произведения в основном сосредотачивается на описании действий, поступков героев, а внутренний мир, переживания и мысли их остаются вне внимания. Сила эстетического воздействия таких произведений будет незначительной: в лучшем случае воспринимается мораль или жизненный факт. С целью раскрытия глубинной сущности литературных произведений учитель активизирует образное мышление учащихся, способность к аналогии и ассоциациям. Огромной помощью в реализации этого задания могут быть музыкальные произведения. Музыка поможет детям раскрыть эмоциональные границы литературного произведения, наполнить восприятие эмоциями и чувствами. Учащимся можно предложить несколько музыкальных произведений, из которых они выбирают то, что тоньше отвечает настроению героя прочитанного.

Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 – 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение).

Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).

Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:

- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недост ...

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru