І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:
как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;
с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;
как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.
II. Литература на уроках музыки используется как:
подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;
вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);
использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения.
Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.
Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение – музыкальный рассказ – будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).
Формированию умения определять главную мысль произведения, переживания героев и высказывать отношение к ним способствует детальный анализ учителем характеров, настроений и развития эмоциональных состояний действующих лиц произведения. Но следует помнить, что интерес младших школьников во время чтения литературного произведения в основном сосредотачивается на описании действий, поступков героев, а внутренний мир, переживания и мысли их остаются вне внимания. Сила эстетического воздействия таких произведений будет незначительной: в лучшем случае воспринимается мораль или жизненный факт. С целью раскрытия глубинной сущности литературных произведений учитель активизирует образное мышление учащихся, способность к аналогии и ассоциациям. Огромной помощью в реализации этого задания могут быть музыкальные произведения. Музыка поможет детям раскрыть эмоциональные границы литературного произведения, наполнить восприятие эмоциями и чувствами. Учащимся можно предложить несколько музыкальных произведений, из которых они выбирают то, что тоньше отвечает настроению героя прочитанного.
Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 – 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение).
Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).
Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:
- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;
Похожие статьи:
Воображение и творчество
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно разл ...
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе
обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...