І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:
как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;
с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;
как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.
II. Литература на уроках музыки используется как:
подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;
вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);
использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения.
Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.
Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение – музыкальный рассказ – будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).
Формированию умения определять главную мысль произведения, переживания героев и высказывать отношение к ним способствует детальный анализ учителем характеров, настроений и развития эмоциональных состояний действующих лиц произведения. Но следует помнить, что интерес младших школьников во время чтения литературного произведения в основном сосредотачивается на описании действий, поступков героев, а внутренний мир, переживания и мысли их остаются вне внимания. Сила эстетического воздействия таких произведений будет незначительной: в лучшем случае воспринимается мораль или жизненный факт. С целью раскрытия глубинной сущности литературных произведений учитель активизирует образное мышление учащихся, способность к аналогии и ассоциациям. Огромной помощью в реализации этого задания могут быть музыкальные произведения. Музыка поможет детям раскрыть эмоциональные границы литературного произведения, наполнить восприятие эмоциями и чувствами. Учащимся можно предложить несколько музыкальных произведений, из которых они выбирают то, что тоньше отвечает настроению героя прочитанного.
Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 – 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение).
Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).
Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:
- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;
Похожие статьи:
Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к
классификации
В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации. Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и уча ...
Особенности речи детей с фонематическими нарушениями
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по ...