Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 3

Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т.е. учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учитель планирует систему уроков.

Интегрированные связи большей степенью помогают реализации воспитательного потенциала содержания образования. Результатом таких связей является определённый «конгломерат знаний», который увеличивает свой «вес» не вследствие надмерного накопления информации, а путём выполнения синтеза взглядов, ценностных позиций и даже чувств.

Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности. Так, на уроке математики вывешивались красочные картины леса, луга, пруда, рисунки детей с изображением бабочек и стрекоз, а на уроке чтения при изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» на столе учителя стояли распустившиеся ветки, полученные путём «выгонки».

Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию. При изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» ученики вместе с учителем выясняли признаки неживого и живого в природе, сравнивали движение ручейка (бежит, струится – признаки живого) и неподвижную черёмуху (признак неживого), искали доказательства для разрешения возникшего противоречия.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?

В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.

В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.

В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д.

В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могли быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Работа педагога по организации опытнической деятельности старших дошкольников
На протяжении дошкольного возраста вкус к познанию окружающего мира у ребенка возрастает. Следует содействовать этому интересу, удовлетворений познавательной потребности ребенка путем детского экспериментирования. Пусть ребенок получит возможность ко всему прикоснуться, попробовать, понюхать. Пусть он получит удовольствие от ощущений теплого и холодного песка, от «приготовления пирожков», палаток ...

Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований
Четкая обоснованная и масштабная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного объединения. Цели клубных объединений социально детерминированы и должны быть квалифицированно «переведены» на педагогический язык должны воплотиться в детальную программу педагогических действий. Общественная значимость клубного объединения зависит от идеологической и культурной ценности занятий, интерес к ко ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru