Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 6

- уроки, на которых не применяется интеграция обучения, но готовят к последующим – обобщающим;

- итоговые уроки с широким применением интегрированных видов деятельности, присущих тем дисциплинам, что изучаются как самостоятельные предметы.

Тематическое единство дидактического материала создаёт мотив деятельности, даёт возможность объединить процесс познания родного языка с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, – к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную – к творческой.

Определяющим критерием в выборе вида деятельности по другим учебным предметам, которые целесообразно интегрировать со словесным творчеством в процессе познания языковых явлений, является совокупность дидактических целей урока языка и развития речи, что могут быть представлены структурно:

- новые знания с лексики, фонетики, грамматики, правописания;

- развитие устной и письменной связной речи;

- отработка навыков грамотного письма;

- совершенствование опорных умений – базового компонента;

- вмещение нового в систему ранее изученного;

- подготовка к восприятию следующего материала.

Руководствуясь совокупностью целей каждого урока и отдельно отведенных на изучение того или иного раздела программы, учитель находит оптимальное объединение интегрированных средств обучения, избегая ненужного нагромождения видов деятельности, что только стимулирует детей.

В зависимости от способа интеграции видов деятельности выделяют четыре основных типа интегрированных уроков языка и развития речи (см. табл.). Определяя тот или иной тип обращаем внимание, какой вид деятельности с другого учебного предмета является доминантным. Соотношение видов интегрированных уроков на различных этапах обучения определяется возрастом, уровнем подготовленности, развития детей. Чем слабее подготовлен ребёнок, чем меньше развиты его познавательные возможности, тем больше должен быть подпитан вес урока с игровой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной деятельностью.

Рассмотрим, как, например, интегрированный урок (автор С.Л. Барсук) с интегрированными видами деятельности следующих предметов, что изучаются по программе как самостоятельные:

украинский язык и развитие речи;

изобразительное искусство;

природоведение;

чтение (выразительное чтение стихотворений);

сочинение диалогов, рассказывание их с элементами инсценирования;

музыка;

элементы физкультуры и хореографии (Приложение).

В практике школы есть удачный опыт связи чтения с природоведением, представленный в программах по чтению в различные периоды по-разному. Проверено десятилетиями и отлично оправдывают себя слушание музыки, работа с картинами художников, использование детских рисунков, фрагментов фильмов. Но всё это применяется лишь в положении дополнительного материала, подчинённого задачам основной программы, – программы чтения – как подготовка к восприятию эмоционального содержания или популярных научных знаний, как иллюстрация в качестве наглядного пособия для уточнения значения слова, как стимул к творческой работе в связи с чтением, как тонус к синтетической работе по художественному произведению и т.д. Возникает принципиально новый вопрос: возможно ли объединение с программой по чтению изучение других предметов и их взаимопроникновение?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Обучение чтению вслух и про себя в иностранном языке
После устного вводного курса учащиеся переходят к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы — чтения вслух. Как было отмечено, в родном языке чтение про себя и вслух сосуществуют, дополняя друг друга: в первом случае информация из текста извлекается для себя, во втором — для других. В иностранном языке эти коммуникативные функции сохраняются, но чтение вслух выполняет еще одну важную ...

Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем
Пришло время, и нам уже кажутся обыденными явления, втягивающие людей вместе с окружающей их жизнью в движение, которое стремительно приближает их к "обществу знаний". Этот процесс приводит к акцентированию когнитивного компонента в обучении, что само по себе ожидаемо. Однако зачастую в нем менее всего хотят видеть обращение к тем психическим составляющим индивида, которые способны усил ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru