Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 6

- уроки, на которых не применяется интеграция обучения, но готовят к последующим – обобщающим;

- итоговые уроки с широким применением интегрированных видов деятельности, присущих тем дисциплинам, что изучаются как самостоятельные предметы.

Тематическое единство дидактического материала создаёт мотив деятельности, даёт возможность объединить процесс познания родного языка с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, – к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную – к творческой.

Определяющим критерием в выборе вида деятельности по другим учебным предметам, которые целесообразно интегрировать со словесным творчеством в процессе познания языковых явлений, является совокупность дидактических целей урока языка и развития речи, что могут быть представлены структурно:

- новые знания с лексики, фонетики, грамматики, правописания;

- развитие устной и письменной связной речи;

- отработка навыков грамотного письма;

- совершенствование опорных умений – базового компонента;

- вмещение нового в систему ранее изученного;

- подготовка к восприятию следующего материала.

Руководствуясь совокупностью целей каждого урока и отдельно отведенных на изучение того или иного раздела программы, учитель находит оптимальное объединение интегрированных средств обучения, избегая ненужного нагромождения видов деятельности, что только стимулирует детей.

В зависимости от способа интеграции видов деятельности выделяют четыре основных типа интегрированных уроков языка и развития речи (см. табл.). Определяя тот или иной тип обращаем внимание, какой вид деятельности с другого учебного предмета является доминантным. Соотношение видов интегрированных уроков на различных этапах обучения определяется возрастом, уровнем подготовленности, развития детей. Чем слабее подготовлен ребёнок, чем меньше развиты его познавательные возможности, тем больше должен быть подпитан вес урока с игровой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной деятельностью.

Рассмотрим, как, например, интегрированный урок (автор С.Л. Барсук) с интегрированными видами деятельности следующих предметов, что изучаются по программе как самостоятельные:

украинский язык и развитие речи;

изобразительное искусство;

природоведение;

чтение (выразительное чтение стихотворений);

сочинение диалогов, рассказывание их с элементами инсценирования;

музыка;

элементы физкультуры и хореографии (Приложение).

В практике школы есть удачный опыт связи чтения с природоведением, представленный в программах по чтению в различные периоды по-разному. Проверено десятилетиями и отлично оправдывают себя слушание музыки, работа с картинами художников, использование детских рисунков, фрагментов фильмов. Но всё это применяется лишь в положении дополнительного материала, подчинённого задачам основной программы, – программы чтения – как подготовка к восприятию эмоционального содержания или популярных научных знаний, как иллюстрация в качестве наглядного пособия для уточнения значения слова, как стимул к творческой работе в связи с чтением, как тонус к синтетической работе по художественному произведению и т.д. Возникает принципиально новый вопрос: возможно ли объединение с программой по чтению изучение других предметов и их взаимопроникновение?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Социально-педагогические технологии профилактики наркомании
Распространение наркомании в молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост употребления наркотиков, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, которые сдерживали бы его, в сочетании с очень низкой эффективностью лечения наркотической зависимости выдвигают на первый план проблему профилактик ...

Исследование «Преодоление барьера»
Социологическое исследование. Метод проведения исследования – анкетирование. Место проведения исследования – СЛШ №7 Исходя из целей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7. Были разработаны две анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение). Каждая анкета содержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 2 открыт ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru