Все методики обучения литературному иллюстрированию содержат в себе решения различных задач, главной из которых является композиционная.
Решение композиционных задач включается во все виды рисования школьников и имеет большое значение в рисовании с натуры и в декоративно-оформительской работе. Особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в работе над сюжетными рисунками. Композиция взаимно связывает все изобразительные средства и является "самым содержательным компонентом художественной формы".
Кроме общих для всего изобразительного искусства закономерностей композиции, искусство книги располагает собственными композиционными возможностями, поскольку книга имеет иную структуру. Главная особенность книжной композиции обусловливается ее зависимостью от жанра и стиля словесного материала.
Еще одной особенностью книжной иллюстрации является то, что она, также как и все ее составляющие, должна сочетаться с наборной страницей, рисунком шрифта, шириной полей и т.д.
Другая особенность композиции книги заключена в общности архитектоники литературного произведения и иллюстрационной системы. В архитектонике литературного произведения заложены жанровые и стилистические закономерности, в соответствии с которыми формируется композиция как всего иллюстрационного цикла, так и каждой отдельной иллюстрации. При создании композиции многопланового литературного произведения художник учитывает членение книги на части и главы и по сюжетным линиям.
Поскольку книга рассматривается как единый организм, ее оформление трактуется исходя из композиционного закона целостности. Создавая книжную иллюстрацию, художник объединяет разнопространственные элементы на двухмерной плоскости, в то время как она позволяет передать третье измерение - глубину и четвертое - время (ведя хронологию рисунков).
В искусствоведческой литературе способы оформления книг называют иллюстрационными системами или видами книжного иллюстрирования. В настоящее время сформировались четыре достаточно ясные системы иллюстрирования.
К первой иллюстрационной системе принято относить книги, имеющие рисованный переплет или обложку, фронтиспис и титульный лист, заставку и концовку.
Ко второй системе книги относят отличающиеся богатым убранством - наличием рисованного титула и шмуцтитулом, орнаментальных заставок и концовок, нередко орнаментированных буквиц и виньеток.
К третьей системе относят книги, имеющие, помимо рисованного переплета, титульного листа, фронтисписа, заставок и концовок, еще страничные и полустраничные иллюстрации.
К четвертой системе принадлежат книги, где развитие сюжета читается даже в заставках и концовках (а иногда и буквицах). При этом в задачу иллюстратора входит не только следование общему ходу повествования, но и воплощение особенностей средств художественной выразительности, избранных писателем (эпитеты, сравнения, метафоры, особенности психологических характеристик, иными словами, приемы так называемого "портретного письма" данного писателя).
Композиция в названных системах несет в себе либо сюжетно-повествовательное, либо метафорическое, декоративно-орнаментальное начало.
На основании этих особенностей мы проанализируем методики проведения занятий изобразительного искусства на тему книжного иллюстрирования (тематического рисования).
В данном исследовании за основу мы возьмем методику Е.В. Шорохова. Хотя данная методика предназначена для профессионального уровня, ее также можно применить и в общеобразовательной школе, поскольку она является эффективной системой организации и проведения занятий.
Все уроки ИЗО делятся на серии по 4-7 уроков в каждой и туда обязательно должно войти по одному уроку каждого из видов работ. Сначала рисование с натуры, затем занятие по декоративному рисованию, беседы об искусстве и только потом - тематическое рисование. В каждой серии тематическое рисование должно быть последним, т. к это самый сложный вид работы, и, следуя из этого, можно сделать вывод, что более действенной методика Шорохова будет в средней школе (4-8 классы).
Похожие статьи:
Внутришкольный
контроль, его виды и формы
Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном сост ...
Особенности возраста младшего подростка
Период развития ребенка 10-13 лет принято считать младшим подростковым возрастом. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное психофизическое развитие ребенка и перестройка его социальной активности. Мощные сдвиги, которые происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Поэтому данный возраст богат драматическими пережива ...