Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 1

Все методики обучения литературному иллюстрированию содержат в себе решения различных задач, главной из которых является композиционная.

Решение композиционных задач включается во все виды рисования школьников и имеет большое значение в рисовании с натуры и в декоративно-оформительской работе. Особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в работе над сюжетными рисунками. Композиция взаимно связывает все изобразительные средства и является "самым содержательным компонентом художественной формы".

Кроме общих для всего изобразительного искусства закономерностей композиции, искусство книги располагает собственными композиционными возможностями, поскольку книга имеет иную структуру. Главная особенность книжной композиции обусловливается ее зависимостью от жанра и стиля словесного материала.

Еще одной особенностью книжной иллюстрации является то, что она, также как и все ее составляющие, должна сочетаться с наборной страницей, рисунком шрифта, шириной полей и т.д.

Другая особенность композиции книги заключена в общности архитектоники литературного произведения и иллюстрационной системы. В архитектонике литературного произведения заложены жанровые и стилистические закономерности, в соответствии с которыми формируется композиция как всего иллюстрационного цикла, так и каждой отдельной иллюстрации. При создании композиции многопланового литературного произведения художник учитывает членение книги на части и главы и по сюжетным линиям.

Поскольку книга рассматривается как единый организм, ее оформление трактуется исходя из композиционного закона целостности. Создавая книжную иллюстрацию, художник объединяет разнопространственные элементы на двухмерной плоскости, в то время как она позволяет передать третье измерение - глубину и четвертое - время (ведя хронологию рисунков).

В искусствоведческой литературе способы оформления книг называют иллюстрационными системами или видами книжного иллюстрирования. В настоящее время сформировались четыре достаточно ясные системы иллюстрирования.

К первой иллюстрационной системе принято относить книги, имеющие рисованный переплет или обложку, фронтиспис и титульный лист, заставку и концовку.

Ко второй системе книги относят отличающиеся богатым убранством - наличием рисованного титула и шмуцтитулом, орнаментальных заставок и концовок, нередко орнаментированных буквиц и виньеток.

К третьей системе относят книги, имеющие, помимо рисованного переплета, титульного листа, фронтисписа, заставок и концовок, еще страничные и полустраничные иллюстрации.

К четвертой системе принадлежат книги, где развитие сюжета читается даже в заставках и концовках (а иногда и буквицах). При этом в задачу иллюстратора входит не только следование общему ходу повествования, но и воплощение особенностей средств художественной выразительности, избранных писателем (эпитеты, сравнения, метафоры, особенности психологических характеристик, иными словами, приемы так называемого "портретного письма" данного писателя).

Композиция в названных системах несет в себе либо сюжетно-повествовательное, либо метафорическое, декоративно-орнаментальное начало.

На основании этих особенностей мы проанализируем методики проведения занятий изобразительного искусства на тему книжного иллюстрирования (тематического рисования).

В данном исследовании за основу мы возьмем методику Е.В. Шорохова. Хотя данная методика предназначена для профессионального уровня, ее также можно применить и в общеобразовательной школе, поскольку она является эффективной системой организации и проведения занятий.

Все уроки ИЗО делятся на серии по 4-7 уроков в каждой и туда обязательно должно войти по одному уроку каждого из видов работ. Сначала рисование с натуры, затем занятие по декоративному рисованию, беседы об искусстве и только потом - тематическое рисование. В каждой серии тематическое рисование должно быть последним, т. к это самый сложный вид работы, и, следуя из этого, можно сделать вывод, что более действенной методика Шорохова будет в средней школе (4-8 классы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Коммуникативные умения и способности педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести: · умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; · умения управлять своими эмоциями; · наблюдательность и переключаемость внимания; · социальная перцепция , т.е. понимание психологического состо ...

Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях
Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам т ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru