Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 3

Для работы над сказкой предлагается отвести три урока. На первом уроке педагог читает сказку вслух, знакомит детей с понятием книжной иллюстрации, с техникой ее выполнения, с ее видами. На этом же уроке дети делают натурные наброски персонажей из сказки в различных техниках. При этом в качестве иллюстрационного материала используются фотографии и рисунки с натуры, иллюстрации из книги и игрушки. Учитель контролирует работу детей, подсказывая и направляя их. Важно, чтобы ученик получал удовольствие от совершаемой работы, не следовал бы слепо образцу учителя, а самостоятельно творил, учитывая данные ему словесные и графические характеристики. Главное, чтобы персонаж сказки был узнаваем. Фон иллюстрации дети изображают самостоятельно.

На втором уроке рисуется следующий персонаж сказки. Работа над рисунком идет параллельно с доской. Но ученик может проявлять и самостоятельность.

Третий урок посвящен самостоятельному иллюстрированию сказки. В начале урока учитель вместе с детьми восстанавливает хронологию событий произведения. Затем дает рекомендации по выбору сюжета, по расположению листа, по основным элементам рисунка, по композиционному решению и т.д. Во время урока учитель индивидуально работает с учащимися и, если нужно, помогает советами.

В конце урока учитель показывает наиболее удачные композиции.

После всех проведенных уроков можно устроить выставку работ и подготовить небольшую сценку. Каждый ученик может принять в ней участие в той или иной форме.

Иллюстрирование народных сказок на уроках ИЗО занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание сказочных иллюстраций дает богатые возможности для физического и интеллектуального развития детей.

Иллюстративное рисование требует от ребенка не только большой художественной подготовки, но и способности к образному мышлению. На данных уроках учитель, прежде всего, должен развивать в детях наблюдательность, зрительную память, включая так же работу над композицией, натурным рисованием и рисованием по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на уроках необходимо давать задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, например, наброски. Наброски можно выполнять разными способами:

Непосредственно с натуры;

Комбинированно (с натуры, а затем по памяти);

По воображению.

В процессе иллюстрирования дети так же изучают и декоративные элементы рисования (например, образцы народных росписей), что помогает детям в выполнении иллюстрации к сказке.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

В начале работы помочь детям выявить наиболее характерные особенности изображаемого предмета (животного или растения);

Оказать помощь в расположении рисунка на листе;

Обратить внимание учеников на характер линий, которые может использовать ученик в своей работе (прямолинейные, угловатые, мягкие, волнистые и т.д.);

Оказывать помощь в выборе колорита работы.

Для иллюстрирования более предпочтительными являются сказки о животных, потому что, образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: "злой, как волк", "хитрый, как лиса", "топает, как медведь", "верный, как пёс" и т.д. Слова в сказках помогают выбрать характер линий, мазка, цвет и фактуру. Например, чтобы нарисовать лису, нужно использовать волнистую, извивающуюся линию.

На данном уроке так же возможен другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. Рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированный детскими рисунками.

После окончательного выполнения задания, подводятся итоги с публичным обсуждением работ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства»
Под дидактическим обеспечением понимается комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук, и используемый для дистанционного образования. Дидактическое обеспечение оценивается по следующим п ...

Классификация и особенности стилей педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: · авторитарный; · демократический; · попустительский. При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оце ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru