Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 6

Календарно-тематическое планирование на тему "книжная иллюстрация"

Тема урока

Тип урока

Вид урока

Цель урока

Материалы

Задание детям

Задачи

ЗУН

Творческие способности

Младшая школа. Знакомство с книжной иллюстрацией. Определение творческого потенциала

1 класс 1 четверть

Тема: "Моё любимое литературное произведение"

Тип: Сообщение нового материала

Вид: Тематическое рисование

Цель урока:

Познакомить учеников с видами книжной графики, ведущими художниками-иллюстраторами и их творчеством.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию-заставку к любимому стихотворению.

Материалы: На выбор учеников

Задачи: Познакомить учеников с элементами оформления книг; развить художественный вкус, наблюдательность, память, аналитические навыки. Закрепить ранее полученные ЗУН.

ЗУН: Умение использовать различные виды иллюстраций, различные декоративные, живописные и графические техники. Умение выразить основную мысль текста в рисунке, аккуратность.

Творческие способности:

Способность создавать иллюстрации к книжным произведениям, способность эстетического восприятия произведения, способность с ассоциативно-образному мышлению.

1 класс 3 четверть

Тема: "Сказки"

Тип: Закрепление новых знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Изучить технику аппликации.

Задание детям: Создать иллюстрацию-аппликацию к сказке "Золотая рыбка".

Материалы: Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Задачи: Улучшить зрительную память, развить творческую активность, ручную умелость, воображение, композиционные навыки.

ЗУН: Умение компоновать рисунок на листе, аккуратность, точность, внимательность.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, эстетический вкус.

2 класс 2 четверть

Тема: "Зимушка-зима"

Тип: Урок комплексного применения ЗУН.

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Сформировать композиционное мышление, зрительную память.

Задание детям: Нарисовать "иллюстрацию на полях" для стихотворения Тютчева "Чародейкою зимою".

Материалы: Гуашь, бумага.

Задачи: Научить использовать выразительный язык цвета, развить аналитические навыки, навыки рисования по воображению, по памяти, совершенствование художественных способностей, развитие композиционных навыков.

ЗУН: Умение выразить общее состояние стихотворения с помощью цвета и композиции, аккуратность, внимательность.

Творческие способности: Воображение, творческое восприятие, ассоциативно-образное мышление, эстетический вкус, композиционное мышление.

2 класс 5 четверть

Тема: Путешествие в сказку

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Научить детей грамотно использовать художественные возможность цветных карандашей.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок Ш. Перро по выбору ("Золушка" или "Кот в сапогах").

Материалы: Цветные карандаши, бумага.

Задачи: Развить "ручную умелость", закрепить ранее полученные знания о композиции, развить графические навыки, усидчивость.

ЗУН: Умение использовать ранее изученные техники рисования, внимательность, ассоциативное и композиционное мышление.

Творческие способности: Эстетический вкус, воображение, творческое восприятие, пространственное мышление.

3 класс 3 четверть

Тема: "Трое из Простоквашино"

Тип:

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Совершенствовать работу с акварельными и гуашевыми красками, развить пространственное восприятие, умение работать поэтапно.

Задание детям: На фоне пейзажа нарисовать любимых (ого) персонажей (жа) из произведения Э.Н. Успенского "Дядя Фёдор, Пёс и Кот".

Материалы: Гуашь, акварель, бумага.

Задачи: Формировать композиционные навыки, совершенствовать навыки рисования по воображению, закрепить ранее полученные ЗУН, ознакомить с основами цветоведения, развить фантазию.

ЗУН: Композиционное, пространственное мышление, ассоциативное и творческое мышление.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, эстетический и художественный вкус.

3 класс 5 четверть

Тема: "Добро и зло в сказках Г.Х. Андерсена"

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Нарисовать разворотную иллюстрацию к произведению и показать на ней противостояние добра и зла.

Задание детям: Создать иллюстрацию к произведению Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Материалы: Любые на выбор.

Задачи: Развить фантазию, творческое и композиционное мышление, развить навыки поисковой и аналитической работы, навыки создавать по воображению художественные образы.

ЗУН: Ассоциативное и творческое мышление, умение применять в работе ранее изученные графические и живописные техники в рисунке.

Творческие способности: Художественный вкус, способность эстетического восприятия литературного произведения, способность анализировать материал и свою работу.

Средняя школа. Работа с техниками

4 класс. Декор

4 класс 2 четверть

Тема: Новогоднее волшебство

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей с творчеством писателя Гофмана, развить художественный вкус, фантазию.

Задание детям: Создать декоративную иллюстрацию-заставку с буквицей в цвете к сказке "Щелкунчик и крысиный король"

Материалы: Гуашь, акварель, цветные карандаши.

Задачи: Развить ручную умелость, ассоциативно-образное, мышление, фантазию, совершенствовать навыки рисования по воображению, учить учащихся самостоятельно производить анализ произведений.

ЗУН: Умение использовать выразительный язык цвета, умение выразить основную мысль текста в рисунке

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

4 класс 4 четверть

Тема: Мифы Древней Греции

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей со шрифтами, шрифтовой композицией.

Задание детям: Создать стиль шрифта (алфавит), который бы подошел для книги "Легенды и мифы Древней Греции"

Материалы: Черная гелевая ручка, черный маркер, тушь, перо.

Задачи: Развивать ассоциативно-образное мышление; развивать эмоционально-эстетическое восприятие мира; творческое мышление; пространственное мышление; закрепить ранее полученные ЗУН, развить графические навыки.

ЗУН: Умение грамотно использовать черно-белую гамму и пятно в рисунке.

Умение выразить основную мысль текста в рисунке

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

5 класс. Графика

5 класс 2 четверть

Тема: "Чёрно-белое"

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей с выразительными приёмами графики.

Задание детям: Создать черно-белую иллюстрацию к произведению Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Материалы: Карандаши (простые), ластики, бумага

Задачи: Развить конструктивный, графические навыки, освоить закономерности композиции, развить собственный стиль, усидчивость, аккуратность. Развить творческое воображение. Закрепить ранее полученные ЗУН.

ЗУН: Умение грамотно использовать черно-белую гамму, и линию как таковую, в рисунке, умение стилизовать предметы.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, ассоциативно-образное мышление, эстетический вкус.

5 класс 3 четверть

Тема: "Фантастический мир"

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Развить пространственно-образное мышление, фантазию, аналитические навыки.

Задание детям: Создать иллюстрацию к произведению "Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф". Попытаться передать волшебную атмосферу в рисунке.

Материалы: Гелевая ручка, маркер, тушь, бумага.

Задачи: Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературных произведений.

Формировать представление о жанре фэнтези; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру. Развивать ассоциативно-образное мышление, развивать навыки поисковой работы; Учить учащихся самостоятельно производить анализ произведений.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке, умение использовать ранее изученные техники.

Творческие способности: Эстетический вкус, композиционное и пространственное мышление, воображение.

6 класс. Цветная иллюстрация

6 класс 1 четверть

Тема: Человеческая доброта

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать любовь к животным, совершенствовать работу с цветными карандашами.

Задание детям: Нарисовать цветную иллюстрацию к рассказу "Каштанка". Отразить в ней человеческую доброту.

Материалы: Цветные карандаши

Задачи: Развивать художественные способности, фантазию; формирование художественно-творческой активности; формирование эстетического вкуса; развитие ассоциативно-образного мышления,

развитие аналитических навыков.

ЗУН: Умение выразить мысль текста в рисунке; умение использовать ранее изученные граф. техники в рисунке; аккуратность; внимательность.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус; эстетическое отношение к искусству.

6 класс 5 четверть

Тема: Жестокость

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать чувство сопереживания в детях, совершенствовать навыки работы с акварелью.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к "Чучелу". Отразить в ней человеческую жестокость.

Материалы: Акварель, акварельная бумага

Задачи: развивать навыки рисования с натуры и по памяти, ассоциативно-образное мышление, формирование творческой активности, развитие аналитических навыков.

ЗУН: Умение использовать живописные приёмы и цветовую гамму в работе, аккуратность, внимательность.

Творческие способности: Воображение, творческое восприятие, композиционное и пространственное мышление.

7 класс. Обобщение

7 класс 3 четверть

Тема: Время рыцарей

Тип: Закрепление знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать в детях интерес к истории, средневековой культуре.

Задание детям: Нарисовать динамичную, цветную разворотную иллюстрацию к произведению Р. Грина "Приключение Короля Артура и рыцарей круглого стола".

Материалы: Гуашь, бумага.

Задачи: Развивать навыки рисования по памяти, воображению; развивать художественно-эстетический вкус, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление

способность анализировать материал; развивать зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира.

ЗУН: Умелое применение цветовой гаммы в рисунке; знание основ цветоведения, навыки рисования по воображению умение выразить основную мысль текста в рисунке.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

7 класс 4 четверть

Тема: Приключения

Тип: Закрепление знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей с выразительными приёмами мягких материалов.

Задание детям: Создать рисунок на полях (обрамление страницы) для произведения М. Твена "Приключения Гекельберри Финна" используя мягкие материалы.

Материалы: Мягкие материалы (соус, сангина, сепия, пастель, уголь)

Задачи: Развить аналитические и композиционные навыки, навыки рисования по воображению и с натуры, развивать фантазию, креативность; учить учеников самостоятельно проводить анализ произведений.

ЗУН:

Умение использовать ранее полученные графические техники, аккуратность, внимательность, точность, умение выигрышно использовать монохромную цветовую гамму в рисунке.

Творческие способности:

Композиционное и пространственное мышление, эстетическое отношение к искусству книги, креативность, творческая активность.

Старшая школа. Итоги работы

8 класс. Графика

8 класс 2 четверть

Тема: "Обложка к тайне"

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Показать в своем рисунке атмосферу таинственности, загадочности данного романа с помощью ранее приобретенных ЗУН.

Задание детям: Создать иллюстрацию-обложку к серии романов Артура Конана Дойля "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

Материалы: Черная гелевая ручка, тушь, перо, черный маркер.

Задачи: Развивать аналитические навыки; навыки создавать по воображению художественные образы графическими материалами; совершенствовать художественные способности; развивать фантазию, воображение; учить учеников самостоятельно производить анализ произведений.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность; креативность; умение использовать ранее изученные техники в рисунке.

Творческие способности: Ассоциативное мышление; воображение; креативность; композиционное мышление.

8 класс 4 четверть

Тема: " Notre dame de Paris. Красота и уродство"

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Создание иллюстрации к роману.

Задание детям: Ученики самостоятельно должны проанализировать произведение "Собор парижской богоматери" и выразить в своем ЦВЕТНОМ рисунке мысль о красоте и уродстве (с помощью ранее приобретенных знаний)

Материалы: Любые, на выбор учеников

Задачи: Развивать навыки рисования по памяти, воображению; развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, окружающей действительности; развивать художественно-эстетический вкус,

способность анализировать материал; развивать зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира.

ЗУН: Умелое применение цветовой гаммы в рисунке; знание основ цветоведения, навыки рисования по воображению умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

9 класс. Цвет

9 класс 1 часть

Тема: "Автор в поисках работы или рисунок словами"

Тип: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать эстетический вкус, совершенствовать ранее полученные ЗУН.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к рассказу одного из своих одноклассников, так чтобы автор смог узнать свою идею в чужом рисунке.

Материалы: Гуашь, акварель, акварельные карандаши.

Задачи: Учить творчески относиться к собственной деятельности; развитие ассоциативно-образного мышления; развивать навыки поисковой работы; умение работать по памяти и воображению.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность, эстетический вкус; креативность; умение использовать ранее изученные техники в рисунке.

Творческие способности: Развивать графические навыки; эстетическое, эмоциональное воображение; совершенствовать конструктивные навыки; пространственное и композиционное мышление.

9 класс 3 четверть

Тема: "Поэзия в рисунке"

Тип: Закрепление знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Помочь каждому ученику выразить идею выбранного стихотворения, воспользовавшись приобретенными знаниями.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению (русская поэзия).

Материалы: Цветная пастель, пастельная бумага.

Задачи: Развивать ассоциативно-образное мышление; способность анализировать материал; развивать зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира; закрепить ранее полученные ЗУН.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке, аккуратность, точность, креативность, умение работать с мягким материалом (пастелью)

Творческие способности: Воображение; творческое восприятие; эстетический вкус; композиционное мышление.

9 класс 5 четверть

Тема: "Мир из слов"

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Тематическое рисование (зачетный урок)

Цель урока: Создать "серийные" иллюстрации

Задание детям: Написать небольшой рассказ и проиллюстрировать его (создать несколько иллюстраций А4 формата) воспользовавшись ранее усвоенными знаниями.

Материалы: Любые, на выбор учеников.

Задачи: Учить творчески относиться к собственной деятельности; умение фантазировать; развивать креативность; навыки поисковой работы, развивать ассоциативно-образное мышление, чувство прекрасного, художественный вкус.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность, точность; внимательность; эстетический вкус; самовыражение; креативность; умение использовать ранее изученные техники в рисунке.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, знание перспективы, светотени, воображение., навыки пространственного изображения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...

Сущность понятия интеграции
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Буквал ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru