Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:
Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;
Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции;
Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков;
Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, чайника и т.д.
Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза.
При этом важно, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации.
В учебнике В.С. Кузина объяснение последовательности выполнения иллюстрации для первоклассников происходит следующим образом:
"Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого - небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее - проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, тёмное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства. А в начале рассмотри на странице учебника, как эти средства используют известные художники и твои ровесники.
И помни - всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях".
Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет использование разнообразных форм работы с иллюстрацией.
Известно, что легче рассмотреть картинки, чем прочитать текст. Хорошая иллюстрация позволяет читателю заинтересоваться текстом. Чем глубже художник понимает текст, тем более его иллюстрации имеют детальных различий с ним.
Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения; эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования; общее эмоциональное состояние ребенка.
Педагог должен учитывать возрастные особенности школьников при обучении иллюстрированию. Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях детей (логические, конструктивные, композиционные, технические).
Показ на уроках иллюстрирования работ художников не приводит к механическому срисовыванию готовых композиций, а, наоборот, способствует конкретизации и, обогащению зрительных представлений и образов учащихся, ведь их творчество основывается на реальности.
На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся и процесс работы над ее композицией следующий (Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов):
Вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок,
Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;
Обдумывание композиции иллюстрации;
Наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;
Выполнение эскиза иллюстрации;
Похожие статьи:
Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Рассмотрю различные подходы к понятию «организация». «Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. О ...
Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример
работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...