Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 4

Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:

Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;

Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции;

Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков;

Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, чайника и т.д.

Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза.

При этом важно, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации.

В учебнике В.С. Кузина объяснение последовательности выполнения иллюстрации для первоклассников происходит следующим образом:

"Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого - небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее - проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, тёмное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства. А в начале рассмотри на странице учебника, как эти средства используют известные художники и твои ровесники.

И помни - всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях".

Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет использование разнообразных форм работы с иллюстрацией.

Известно, что легче рассмотреть картинки, чем прочитать текст. Хорошая иллюстрация позволяет читателю заинтересоваться текстом. Чем глубже художник понимает текст, тем более его иллюстрации имеют детальных различий с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения; эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования; общее эмоциональное состояние ребенка.

Педагог должен учитывать возрастные особенности школьников при обучении иллюстрированию. Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях детей (логические, конструктивные, композиционные, технические).

Показ на уроках иллюстрирования работ художников не приводит к механическому срисовыванию готовых композиций, а, наоборот, способствует конкретизации и, обогащению зрительных представлений и образов учащихся, ведь их творчество основывается на реальности.

На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся и процесс работы над ее композицией следующий (Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов):

Вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок,

Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;

Обдумывание композиции иллюстрации;

Наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;

Выполнение эскиза иллюстрации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы с дизартриками
Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий укрепляющий массаж. На этапе формирования первичных коммуникативно произносительных навыков применяют расслабляющий массаж мышц лица. Вторым направлением расслабляющего массажа лица являет движение от бровей к в ...

Разновидности и возможности использования учебных деловых игр
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. На этапе разработки деловой игры следует реализовать ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru