Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 5

Создание линейной композиции иллюстраций;

Завершение работы над иллюстрацией;

Самостоятельная оценка и анализ учащимися выполненных иллюстраций.

На основе изученных методик и теоретического обоснования теоретических аспектов методов работы над композицией Е.В. Шорохова был разработан календарно-тематический план, который предлагается для проведения уроков на тему "книжная иллюстрация" в 1-9 классах средней общеобразовательной школы.

Иллюстративное (тематическое) рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Однако педагоги уделяют этому виду деятельности довольно мало внимания. Ученики на уроках ИЗО занимаются преимущественно натурным и декоративным рисованием. А, вместе с тем, эти два вида неотъемлемо связаны с тематическим рисованием.

Иллюстративное рисование занимает особое место в процессе формирования и развития умений и навыков: умение выразить основную мысль текста в рисунке, аккуратность, ассоциативное мышление, умение использовать различные виды иллюстраций, различные декоративные, живописные и графические техники и т.д. Поэтому к разработке методик проведения уроков тематического рисования предъявляются высокие требования, так как иллюстрирование книги предполагает глубокое понимание личности писателя, стилевых особенностей его творчества и самой эпохи, а также знание композиции, видов иллюстрирования, различных графических, живописных и декоративных приемов. Способность создать художественное изображение по словесному описанию, самостоятельное изучение особенностей эпохи, быта, национальной культуры, той среды, о которой идет речь в литературном произведении, поиски решения композиции и применения графических средств изображения - всё это присуще работе художника-иллюстратора. Поэтому на уроках иллюстративного рисования учитель обязан заложить в своих учениках все те знания и умения, которые в последующем помогут им в оформлении книг, журналов и других печатных изданий.

Чтобы разработать методику преподавания книжной графики, которая бы соответствовала нынешним требованиям, учитель в первую очередь должен изучить опыт педагогов прошлого и только после этого его методика станет действенной, качественной, той, что поможет воспитать и обучить будущего талантливого художника.

Сейчас, многие современные иллюстраторы уступают своим "старым" коллегам, как в технике исполнения, так и в интеллектуальном развитии, но если, применить грамотные методики преподавания книжного иллюстрирования на уроках ИЗО, быть может скоро всё изменится, и Российская книжная графика вновь станет великой и неповторимой.

Виды иллюстраций

Фронтиспис первой печатной книги Ивана Федорова Апостол.1564

Конашевич. Разворотная иллюстрация к сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Слева. Полуполосная иллюстрация

Заставка и буквица

Типы умений и способы их формирования на уроках ИЗО

Типы умений

Характеристика умений

Способы формирования умений

1

2

3

Двигательные

Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, моторика руки целиком построена на основе этих умений.

Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках.

Познавательные

Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, измерение.

Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение алгоритма.

Теоретические

Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, производить перевод из одной знаковой системы в другую (текст в иллюстрацию).

Творческая деятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Практические

Выполнение зарисовок, эскизов, композиционных набросков. Работа в различных художественных жанрах, применение различных графических приемов и средств.

Выполнение специальных заданий и упражнений.

Интеллектуальные

Включают умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.

Специальные упражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития.

Исследовательские

Включают умение формировать цель, устанавливать предмет и объект в тематическом иллюстрировании.

Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников.

Коммуникативные

Умения слушать, слышать другого. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание - принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь.

Общение. Интерпретация сюжета рисунка, текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования творческого воображения
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Вообра ...

Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Д.Б. Эльконин в своём исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере в данной деятельности младший школьник следует логике реальной жизни и на сколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами её воплощения - это со ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru