Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 2

Таким образом, можно сделать вывод о том, что место и роль педагогических дисциплин изменялись в зависимости от исторического периода, а их функции развивались от этапа к этапу.

Особенностью последнего десятилетия является изменение статуса педагогического вуза. Феномен трансформации педагогических институтов в университеты изучен недостаточно.

В теории университета формулируют, как правило, три его основные функции:

- исследовательскую;

- обучающую;

- культурно- воспитательную.

Педагогический университет представляет собой высшую научную школу, осуществляющую в неразрывном единстве преподавание и исследование, следовательно, речь идет о фундаментализации профессиональной подготовки будущего педагога. При этом речь идет не только об углублении теоретических основ педагогических дисциплин, но ,прежде всего, о вооружении студентов надпредметными знаниями и умениями, формирование методологический культуры, что позволит учителю в своей профессиональной деятельности осознанно реализовать свободу выбора педагогических идей и теорий. В условиях многообразия образовательных программ способность учителя выбрать оптимальный вариант действий является одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции учителя.

Фундаментализация профессиональной подготовки будущего учителя возможна лишь в том случае, если будет реализована педагогическая направленность всех учебных дисциплин.

Кроме того, необходим синтез учебно - познавательной и научно- исследовательской деятельности студентов. Данный вид интеграции предполагает усиление взаимосвязи теоретического обучения с педагогической практики.

В последние годы в системе высшего педагогического образования произошло расширение функций педагогических дисциплин, усилилось их взаимодействие с другими дисциплинами в педагогическом образовании.

Для современного этапа характерны следующие тенденции:

- интенсивное развитие методологического сознания в педагогике, одним из важнейших показателей которого является заметный рост числа научных работ по проблемам организации и проведения педагогических исследований;

- теоретизация педагогики: отказ от монополии принципа обобщения передового опыта, классификация научных работ в зависимости от способа представления исследуемого предмета на эмпирические (предмет дан в реальном образовательном процессе) и теоретические (предмет взят как идеальный объект);

- востребованность педагогических знаний в других гуманитарных науках.

В этом случае система высшего педагогического образования реально обращается к разнообразию потребностей, интересов, особенностей студентов, а педагогические дисциплины выстраиваются в логике, способствующей личностному и профессиональному развитию будущего педагога.

Анализ практики свидетельствует о правомерности выделения следующих этапов освоения педагогических дисциплин: ориентационный, теоретический (когнитивный), деятельностный. Эти этапы позволяют определить логику и последовательность изучения педагогических дисциплин в институте.

Остановимся более подробно на характеристике этапов, первый из которых- ориентационный. Педагогический смысл термина «ориентация» имеет, по крайней мере, два аспекта, обозначающих процесс и результат.

Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний и умений в определенной области. Подразумевается, что приобретенный человеком уровень знаний и освоенные им способы деятельности являются лишь своеобразным базисом, фундаментом для дальнейшего построения системы представлений и умений.

Ориентация как процесс- это проектирование действия от замысла до результата; точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в соответствии с планами и жизненными целями. Ориентация- необходимый компонент любой сферы жизнедеятельности: познания, общения, педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста
Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поруче ...

Понятие и сущность правового воспитания
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан п ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru