Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 3

Процесс ориентации студентов на ценности должен являться неотъемлемой частью образовательного процесса в педагогическом университете, при этом главным является осознание важности идеи личностного достоинства каждого человека, его уникальности и необходимости знаний возможностей, сильных и слабых сторон учащихся. Реализация данного положения возможна при условии, что процесс становления будущих учителей основан на механизме формирования ценностных ориентации.

Приоритетную группу социально значимых ценностей для будущих учителей можно определить следующим образом - «Человек как ценность».

Процесс ориентации, как было уже указано в главе 1, последовательно соотносится с формированием рефлексивных умений будущих учителей.

Следующий этап- теоретический- раскрывает методологический базис и ведущие идеи современной педагогики.

Познавательная сторона деятельности студентов на этом этапе направлена на формирование, хранение и функционирование необходимых образов (моделей) реальности.

Анализ современных педагогических исследований показывает, что основными показателями фундаментального знания в содержании образования являются:

- направленность на обеспечение целостности восприятия научной картины мира (характеризуется целостным представлением знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации);

- направленность на обеспечение системности знаний;

- высокая степень обобщенности структурных единиц знания, явлений действительности, по отношению к которым все другие варианты структурных единиц знания являются специальными;

- направленность на обеспечение непрерывности;

- направленность на обеспечение гибкости знаний (предполагается готовность будущих учителей к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации, его способность предлагать самостоятельно найденные способы их применения для аналогичных ситуаций);

- способность к формированию междисциплинарных знаний.

Последний этап – деятельностный - реализует принцип практической ориентации, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов.

Образовательной целью этапа является овладение студентами действенными знаниями о сущности конструирования педагогического процесса, нацеленного на развитие личности; умениям проектирования профессиональной деятельности.

В задачах изучения конкретного курса фиксируются те знания и умения, которые необходимы для решения конкретной профессиональной задачи, к которой должен быть готов выпускник в соответствии с задачами, определенными в Государственном образовательном стандарте.

При этом важно подчеркнуть, что формы промежуточной и итоговой аттестации, ориентированные на определение продвижения, достижений студента в освоении педагогических курсов, отражают общую логику многоуровневого высшего педагогического образования на поддержку студента, содействие становлению педагогического опыта.

В исследованиях выявлены разнообразные возможности, имеющиеся у педагогических дисциплин, которые могут влиять:

- на развитие способности будущего педагога рефлексировать собственные педагогические действия ;

- на осознание себя как субъекта педагогического взаимодействия и развитие способности к диалогу ;

- на развитие потребности в саморазвитии .

Однако реализация вышеперечисленных возможностей не осуществляется спонтанно, а требует определенных условий, которые закладываются в содержание педагогических дисциплин, в построение образовательного процесса, в систему взаимоотношений его субъектов, в оценивание достижений студентов. Необходимо отметить, что основную группу условий авторы связывают с особенностями построения образовательного процесса, которые отражают ряд требований к учебной деятельности студентов, регулируют процесс продвижения студентов в интерпретации ценностей педагогической деятельности. Анализ позволил выявить ряд требований к процессу изучения педагогических дисциплин:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Структура, план, и формы реализации лекционных и семинарских занятии
Тема: Коэволюция науки и общества. План. 1. Проведение лекционного - семинарского занятия. 2. Функции лекционно-семинарских занятии. Лекционно-семинарское занятие на тему " Коэволюция науки и общества". Функции лекционно-семинарской системы обучения. Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции: Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и ...

Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как пр ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru