Таблица 4
Рефлексивный круг вопросов
Механизм рефлексивного обучения |
Вопросы для рефлексии | |
Мысленное возвращение к действию или ситуации, подробное описание педагогической задачи |
1) Что я хотел? 2) Что я думал? 3) Что я чувство- вал? 4) Что я делал? |
1) Что хотели ученики? 2) Что они дума- ли? 3) Что они чувст- вовали? 4) Что они дела- ли? |
Определение наиболее существенных черт ситуации. Выявление противоречий. |
Что кажется Вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить? | |
Определение альтернативных способов действия, путей решения педагогической задачи. Определение оптимального способа действия. |
Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий? | |
Осуществление альтернативных способов действия. |
Необходимо отметить, что данный алгоритм использовался при решении любой педагогической задачи курса «Введение в педагогическую деятельность».
Практика показывает, что наибольшие затруднения вызывает формулировка противоречий. Чтобы избежать этого, можно предложить список возможных областей возникновения противоречий:
1) между мыслями и чувствами;
2) между представлениями человека о себе и представления других людей о человеке;
3) между тем, как человек описывает свои действия, и тем, что он реально делает;
4) между тем, что человек представляет собой на самом деле, и тем, каким он хочет быть;
5) между вербальным и невербальным поведением.
При выступлении одного студента в качестве учителя остальные оценивают его как субъекта профессиональной деятельности. Будущим педагогам предлагается ответить на следующие вопросы:
1) Какова позиция учителя:
- работает с классом;
- работает с доской;
- двигается по классу;
- в основном стоит;
- твердо опирается на обе ноги;
- в основном сидит;
- слишком напряжен;
- слишком расслаблен
2) Какие жесты использует наиболее часто:
- приглашает учеников к участию в работе;
- требует более высокого темпа работы;
- подчеркивает рукой;
- указывает;
- привлекает внимание.
3) Каков общий настрой учителя:
- дружелюбный;
- отстраненный;
- напряженный;
- расслабленный;
- беспокойный;
- спокойный;
- уверенный в себе;
- неуверенный в себе;
- энергичный;
- усталый.
Данный прием позволяет отметить разные невербальные состояния, настроения, восприятие aудитории, выявить противоречия между представлением человека о себе и тем, как он выражает себя в реальной действительности.
Очень важным, как нам кажется, является прием «Реклама микрогруппы». Он позволяет студентам переосмыслить свое представление о группе, выявить ее сильные стороны, осознать себя частью этой группы, соотнести свои профессиональные ценности с ценностями других. Например, одна микрогруппа отрекламировала себя следующим образом:
«Все мы лучшие подруги и одновременно мамы, посещаем семинары. Убедитесь сами.
Мы в учебе терпеливы,
И работать мы хотим.
Если будем только живы-
В институт мы прибежим. Знаем, скоро нам придется
Педагогику сдавать; Если кто- то не пробьется, Будем вместе помогать».
(Магомедов, Гапуров, Алиев, Изиев.)
Похожие статьи:
Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе
Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и варианто ...
Новые информационные технологии в обучении английскому языку
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направл ...