Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 6

Таблица 4

Рефлексивный круг вопросов

Механизм рефлексивного обучения

Вопросы для рефлексии

Мысленное возвращение к действию или ситуации, подробное описание педагогической задачи

1) Что я хотел?

2) Что я думал?

3) Что я чувство- вал?

4) Что я делал?

1) Что хотели ученики?

2) Что они дума- ли?

3) Что они чувст- вовали?

4) Что они дела- ли?

Определение наиболее существенных черт ситуации. Выявление противоречий.

Что кажется Вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить?

Определение альтернативных способов действия, путей решения педагогической задачи. Определение оптимального способа действия.

Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

Осуществление альтернативных способов действия.

Необходимо отметить, что данный алгоритм использовался при решении любой педагогической задачи курса «Введение в педагогическую деятельность».

Практика показывает, что наибольшие затруднения вызывает формулировка противоречий. Чтобы избежать этого, можно предложить список возможных областей возникновения противоречий:

1) между мыслями и чувствами;

2) между представлениями человека о себе и представления других людей о человеке;

3) между тем, как человек описывает свои действия, и тем, что он реально делает;

4) между тем, что человек представляет собой на самом деле, и тем, каким он хочет быть;

5) между вербальным и невербальным поведением.

При выступлении одного студента в качестве учителя остальные оценивают его как субъекта профессиональной деятельности. Будущим педагогам предлагается ответить на следующие вопросы:

1) Какова позиция учителя:

- работает с классом;

- работает с доской;

- двигается по классу;

- в основном стоит;

- твердо опирается на обе ноги;

- в основном сидит;

- слишком напряжен;

- слишком расслаблен

2) Какие жесты использует наиболее часто:

- приглашает учеников к участию в работе;

- требует более высокого темпа работы;

- подчеркивает рукой;

- указывает;

- привлекает внимание.

3) Каков общий настрой учителя:

- дружелюбный;

- отстраненный;

- напряженный;

- расслабленный;

- беспокойный;

- спокойный;

- уверенный в себе;

- неуверенный в себе;

- энергичный;

- усталый.

Данный прием позволяет отметить разные невербальные состояния, настроения, восприятие aудитории, выявить противоречия между представлением человека о себе и тем, как он выражает себя в реальной действительности.

Очень важным, как нам кажется, является прием «Реклама микрогруппы». Он позволяет студентам переосмыслить свое представление о группе, выявить ее сильные стороны, осознать себя частью этой группы, соотнести свои профессиональные ценности с ценностями других. Например, одна микрогруппа отрекламировала себя следующим образом:

«Все мы лучшие подруги и одновременно мамы, посещаем семинары. Убедитесь сами.

Мы в учебе терпеливы,

И работать мы хотим.

Если будем только живы-

В институт мы прибежим. Знаем, скоро нам придется

Педагогику сдавать; Если кто- то не пробьется, Будем вместе помогать».

(Магомедов, Гапуров, Алиев, Изиев.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступ ...

Классификация активных методов и форм обучения
На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них. 1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности · неимитационные методы; · имитационные методы. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятель ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru