В мусорную корзину попали такие тезисы как:
- Я хочу быть добрым другом для моих учеников;
- Ученики должны осознавать, что человечество загрязняет окружающую среду;
- Учащиеся должны развивать критическое отношение к обществу;
- Учащиеся должны знать нормы и ценности общества;
- Учащимся должно быть совершенно ясно значение учебного материала для повседневной жизни.
Все вышеперечисленные методики включают решение педагогических задач, которые работают на обучение студентов рефлексии и формирование рефлексивных умений.
В контексте данного исследования важно отметить, что включение студентов в решение усложняющихся педагогических задач (в логике изучаемых педагогических дисциплин) с использованием приемов рефлексивного обучения способствует дальнейшему обогащению опыта профессиональной деятельности будущих учителей, что в свою очередь переводит рефлексивные умения на качественно новый уровень.
В рамках данного исследования включение рассмотренных выше приемов формирования рефлексивных умений будущих учителей подтвердило возможность их использования при изучении других педагогических курсов, таких как «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Педагогическая технология». В результате был сделан вывод о том, что внутри дисциплины этапы формирования рефлексивных умений будущих учителей соответствуют этапам формирования обобщенных умений, а от курса к курсу развитие рефлексивных умений определяется этапами профессионального становления (присвоение ценностей педагогической профессии, создание картины педагогического мира; преобразование личности на основе ценностей, формирование образа «я- педагог»; проектирование, самопроектирование, создание образа будущей профессиональной деятельности).
Опираясь на наше понимание рефлексивных умений как умений осознавать и оценивать себя и других как субъектов профессиональной педагогической деятельности и корректировать свою деятельность в результате данного оценивания и исходя из того, что формирование умений - процесс поэтапного овладения более сложными и более целостными способами решения новых педагогических задач, мы построили констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в диагностике рефлексивных умений будущих учителей.
В соответствии с целью были определены следующие экспериментальные задачи:
1) изучить отношение студентов к рефлексии как одному из процессов, определяющих успешность профессиональной деятельности.
2) разработать пакет диагностических методик по изучению сформирован-ности рефлексивных умений студентов.
3) проанализировать полученные результаты.
Констатирующий эксперимент проводился нами на факультетах физики и изобразительного искусства СПИ. В эксперименте принимали участие 14 студента, обучающихся на первом и втором курсах.
При изучении сформированных рефлексивных умений студентов применялись следующие диагностические методики (см. таблица 7).
Таблица 7
Изучение особенностей рефлексивных умений будущих учителей
Диагностическая методика |
Особенности применения методики в контексте решения проблемы |
Методика предельных смыслов Д.А.Леонтьева, В.Н.Бузина |
Позволяет выявить деятельностный компонент рефлексивных умений студентов на основе применения проективной методики, которая рассматривается как педагогическая задача. |
Каузометрия |
Позволяет студентам проанализировать себя как субъектов педагогической деятельности, осознать свои сильные и слабые стороны, выбрать факты и осмыслить их. Внимание студента фиксируется не столько на событии, сколько на своем внутреннем состоянии. |
Тест «Готовность к саморазвитию» |
Тест завершает диагностический этап исследования и иллюстрирует отношение студента к рефлексии с позиции готовности к саморазвитию, перспектив конструирования будущей деятельности, позиции активного сотрудничества. |
Похожие статьи:
Роль классного руководителя по организации внеклассных мероприятий с учащимися
5-го класса
Роль классного руководителя в системе образования очень велика, т.к. порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Классный руководитель должен, во-первых, не уходить от ответа и, во-вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу, осудить все или ...
Структура портфолио
Портфолио отвечает интересам учителя школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу, одним из центральных документов, отражающих формы получения образования и самообразования учителей. Опыт использования различных моделей портфолио позволяет сделать следующие рекомендации. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться ...