Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 11

Исследование посвящено актуальной, теоретически и практически значимой проблеме.

Методологическую основу исследования составляет личностно - деятельностный и системный подход, что позволяет рассматривать проблему формирования рефлексивных умений в аспекте профессиональной деятельности педагога как деятельности по решению педагогических задач, требующих рефлексии.

Анализ теоретических подходов позволил определить рефлексию как переосмысление и перестройку субъектом собственного опыта, что обеспечивает успешность деятельности, в рамках данного исследования профессиональной педагогической деятельности.

Рефлексивные умения понимаются как умения осознавать и оценивать себя и других как субъектов педагогической деятельности и изменять свою деятельность в результате этого оценивания. Рефлексивные умения будущих учителей пронизывают все группы традиционно выделяемых групп общепрофессиональных умений педагога и характеризуются такими признаками, как применимость к различному содержанию, подвижность и осознанность выполняемых действий. Это позволило рассматривать их как обобщенные умения педагога.

Формирование рефлексивных умений будущих учителей- это процесс поэтапного овладения будущими учителями более сложными и целостными способами решения новых педагогических задач. Внутри педагогической дисциплины формирование рефлексивных умений будущих учителей проходит в соответствии с этапами формирования обобщенных умений педагога, а их развитие от дисциплины к дисциплине- в соответствии с этапами профессионального становления будущих учителей.

Доказано, что различные виды рефлексивных умений формируются на основе разных видов рефлексии, что позволило разработать алгоритм формирования рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин, который учитывает необходимость чередования видов и форм рефлексии, а также взаимодействия студентов между собой и с преподавателем. Изменяется также роль преподавателя, от которого также требуется рефлексия собственных действий. Он выступает в позиции консультанта, то есть «мягкого» руководителя, основная задача которого- не давать готовых решений.

В диссертации предлагаются критерии измерения рефлексивных умений, которые отражают два аспекта рефлексивных умений как обобщенных умений педагога: деятельностный и субъектный.

Формирование рефлексивных умений будущих учителей может осуществляться двумя путями:

- через включение специальных приемов рефлексивного обучения в педагогические курсы.

В данной работе приведены данные, свидетельствующие о том, что предложенная совокупность приемов в рамках педагогических дисциплин способствует улучшению психологического климата в группе, развитию навыков командной работы. Вместе с тем анализ результатов, представленный в исследовании, подтверждает вывод о необходимости специального обучения рефлексивным умениям, что обусловило разработку практикума по формированию рефлексивных умений будущих учителей.

В работе приводятся результаты анализа самооценок будущих учителей о собственном продвижении в освоении опыта профессиональной деятельности, который свидетельствует об осознании студентами необходимости рефлексии данного опыта.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Похожие статьи:

Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта
Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Так же метод - это способ, посредством которого познаётся предмет науки.[17,38]. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития». ...

Формирование дизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работам как социально-педагогическая проблема
В условиях современного «строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихся ремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», но и необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужно уметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ. К ним мы можем отнести обойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru