- отсутствие взаимодействия между учителями и родителями;
- возникновение конфликтов в старших классах школы;
- отсутствие дисциплины на уроках;
- отсутствие сотрудничества в классе;
- отсутствие сотрудничества среди учителей и др.
Студентам было предложено решить эти задачи. Анализ показал, что студенты не могут проанализировать задачу, сформулировать способы ее решения, не в состоянии оптимизировать затраты на ее решение. Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированное рефлексивных умений будущих учителей. Студенты не могут
- опираться в решении задач на свои сильные стороны;
- контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние;
- сотрудничать.
Результаты решения сформулированных педагогических задач фиксировались в рабочей тетради преподавателя следующим образом (см. таблицу 8)-
Таблица 8
Рабочая тетрадь преподавателя
Студент |
Операциональная полнота умения |
Перенос вида рефлексии на другую задачу |
В результате проведенной диагностики нами было выявлено состояние деятельностного критерия сформированное™ рефлексивных умений будущих учителей. Варианты решения педагогической задачи предложили 11% будущих учителей, а обосновать свой выбор сумели 9% опрошенных.
При решении педагогической задачи наибольшее затруднение у студентов вызвало:
1) Отсутствие умений работы в группе (75% опрошенных);
2) Отсутствие самостоятельности в решении задачи (89% студентов);
3) Неумение четко сформулировать свою точку зрения (37% опрошенных) (см. рис. 1).
Рис. 1
□ неумение работать в группе ■неумение самостоятельно решать задачу ■неумение сформулировать точку зрения |
Типичные затруднения будущих учителей при решении педагогической задачи
Таким образом, было зафиксировано, что студенты не владеют рефлексивными умениями, не умеют рефлексировать имеющийся у них опыт, позволяющий решать педагогические задачи.
Таблица 5
Прием «Стена»
Учащиеся должны научиться делать вычисления без ошибок |
Учащиеся должны научиться мыслить критически |
Важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе | |
Учащиеся должны научиться писать правильно |
Учащиеся должны научиться мыслить самостоятельно |
Я хочу, чтобы моим ученикам было хорошо в классе |
Учащиеся должны научиться планировать собственную деятельность |
Учеников надо стимулировать, чтобы они приводили собственные примеры, иллюстрировали учебный материал |
Я думаю, что моя задача- задавать больше вопросов, нежели давать ответов |
Ученики должны научиться думать о нуждах других людей |
Я хочу работать так, чтобы достижения моих учеников были наивысшими |
Я хочу использовать деятельностный подход в обучении |
Я хочу стимулировать размышления учеников |
Я хочу развивать сотрудничество между учениками |
Я хочу, чтобы учащиеся имели возможность самореализации |
Похожие статьи:
Понятие "мотивационные факторы" в
психолого-педагогической литературе
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности . Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на проц ...
Особенности формирования информационной компетентности
Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от ...