- отсутствие взаимодействия между учителями и родителями;
- возникновение конфликтов в старших классах школы;
- отсутствие дисциплины на уроках;
- отсутствие сотрудничества в классе;
- отсутствие сотрудничества среди учителей и др.
Студентам было предложено решить эти задачи. Анализ показал, что студенты не могут проанализировать задачу, сформулировать способы ее решения, не в состоянии оптимизировать затраты на ее решение. Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированное рефлексивных умений будущих учителей. Студенты не могут
- опираться в решении задач на свои сильные стороны;
- контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние;
- сотрудничать.
Результаты решения сформулированных педагогических задач фиксировались в рабочей тетради преподавателя следующим образом (см. таблицу 8)-
Таблица 8
Рабочая тетрадь преподавателя
|
Студент |
Операциональная полнота умения |
Перенос вида рефлексии на другую задачу |
В результате проведенной диагностики нами было выявлено состояние деятельностного критерия сформированное™ рефлексивных умений будущих учителей. Варианты решения педагогической задачи предложили 11% будущих учителей, а обосновать свой выбор сумели 9% опрошенных.
При решении педагогической задачи наибольшее затруднение у студентов вызвало:
1) Отсутствие умений работы в группе (75% опрошенных);
2) Отсутствие самостоятельности в решении задачи (89% студентов);
3) Неумение четко сформулировать свою точку зрения (37% опрошенных) (см. рис. 1).
Рис. 1
|
□ неумение работать в группе ■неумение самостоятельно решать задачу ■неумение сформулировать точку зрения |
Типичные затруднения будущих учителей при решении педагогической задачи
Таким образом, было зафиксировано, что студенты не владеют рефлексивными умениями, не умеют рефлексировать имеющийся у них опыт, позволяющий решать педагогические задачи.
Таблица 5
Прием «Стена»
|
Учащиеся должны научиться делать вычисления без ошибок |
Учащиеся должны научиться мыслить критически |
Важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе | |
|
Учащиеся должны научиться писать правильно |
Учащиеся должны научиться мыслить самостоятельно |
Я хочу, чтобы моим ученикам было хорошо в классе |
Учащиеся должны научиться планировать собственную деятельность |
|
Учеников надо стимулировать, чтобы они приводили собственные примеры, иллюстрировали учебный материал |
Я думаю, что моя задача- задавать больше вопросов, нежели давать ответов |
Ученики должны научиться думать о нуждах других людей |
Я хочу работать так, чтобы достижения моих учеников были наивысшими |
|
Я хочу использовать деятельностный подход в обучении |
Я хочу стимулировать размышления учеников |
Я хочу развивать сотрудничество между учениками |
Я хочу, чтобы учащиеся имели возможность самореализации |
Похожие статьи:
Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе
В процессе изучения рассказов Чехова в школе, подбирая наиболее эффективные способы этого изучения, учитель должен исходить из некоторых особенностей курса. Во-первых, малая форма произведений. В отличие от романов и повестей, которые читаются учениками по частям, а потом поэтапно анализируются на каждом уроке, рассказы Чехова читаются очень быстро, а это дает возможность целостного и подробного ...
Познавательно-практическая деятельность как средство развития
ребёнка-дошкольника
Желание познать окружающий мир появляется у ребёнка рано. Уже на первом году жизни, удовлетворяя свою потребность в новых впечатлениях, он активно манипулирует игрушками – сжимает, пытается удержать, грызёт, совершает первые ориентировочные движения: нажимает пальцами, бросает и т.д. Овладение способностью самостоятельно передвигаться значительно расширяет познавательные возможности ребёнка. Ему ...