Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 4

- диалогичность;

- дифференциация;

- опора на индивидуальные и образовательные потребности студентов.

Исследователи утверждают, что вся учебная деятельность студентов должна быть пронизана рефлексией и обобщением ее хода и результатов со стороны студентов и преподавателя, сопровождаться разными видами оценивания (оцениванием преподавателя, самооценкой, взаимным оцениванием) .

В ряде исследований выделяются необходимые требования к педагогическим задачам, включенным в образовательный процесс. К ним относятся:

- наличие у студентов возможности выбора задачи;

- ориентация на личностные достижения студентов;

- ориентация на успех;

- усложнение задач от этапа к этапу .

Исследователи, характеризуя условия реализации педагогических дисциплин, указывают на необходимость определенных отношений между студентами и преподавателем в процессе обучения. Выделяется ряд характеристик, которыми должны обладать эти отношения (КСБатракова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына):

- гуманистическая направленность преподавателя;

- субъект - субъектный характер;

- диалогизм.

Опираясь на вышеизложенное, мы предполагаем, что этапы формирования рефлексивных умений связаны с этапами изучения педагогических дисциплин. В свою очередь опыт будущей профессиональной деятельности обогащается за счет решения усложняющихся педагогических задач.

Остановимся кратко на содержании учебного материала курса «Введение в педагогическую деятельность», которое ориентировано на создание основы для изучения других педагогических дисциплин, его отбор обусловлен ведущими принципами развития высшего педагогического образования.

Организационно - педагогической целью курса выступает создание условий для активного включения студентов в процесс осознанного формирования ценностных личных ориентации в образовательно- профессиональной области.

Первый блок задач определяется ориентационным осознанием студентами сущности ряда основных идей и понятий, связанных с педагогической деятельностью. Второй блок задач предполагает включение студентов в процесс самопознания и осознанного формирования образовательно- профессиональных развивающихся ориентации. Третий блок задач связан с организацией целесообразной образовательно- профессиональной деятельности каждого студента, направленной на формирование общепрофессиональных умений педагога. Напомним, что в рамках данного исследования рефлексивные умения рассматриваются как обобщенные умения, пронизывающие все группы общепрофессиональных умений педагога (познавательные, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные).

При этом развитие рефлексивных умений от педагогической дисциплине к педагогической дисциплине проходит по этапам профессионального становления будущих учителей:

- присвоение ценностей педагогической профессии, создание образа педагогического мира;

- преобразование личности на основе присвоения ценностных ориентации, формирование образа «я- педагог»;

- проектирование, самопроектирование, формирование образа будущей профессиональной деятельности.

Как показывает исследование, именно в процессе присвоения ценностей педагогической деятельности наиболее продуктивно начинается формирование рефлексивных умений будущих педагогов.

Опираясь на концептуальные идеи исследования и рабочее определение рефлексивных умений будущих учителей, мы предлагаем совокупность приемов по формированию рефлексивных умений будущих учителей при изучении отдельных тем курса «Введение в педагогическую деятельность». Все эти приемы обеспечивают наращивание рефлексивного опыта будущих учителей, на основе которого формируются отдельные рефлексивные умения (см. таблица 3).

Таблица 3

Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» (ориентационный этап профессионального становления)

Педагогические задачи

Модель контекстного обучения

Формируемые рефлексивные умения

Приемы формирования рефлексивных умений

Осознание студентами сущности ряда основных идей и понятий, связанных с педагогической деятельностью

Семиотическая (вербальные, письменные,

учебные тексты)

- проектировоч-

ные

- конструктив-

ные

- познавательные

Акростих «Портрет учителя 21

века»; Эссе «Профессия- педагог»; «Бортовой журнал»

Включение студентов в процесс самопознания и осознанного формирования образовательно-профессиональных ориентации

Имитационная (моделирование

ситуаций будущей профессиональной деятельности)

- коммуникатив-

ные

- организаторские

«Микроурок»; «Реклама микрогруппы»

Организация целесообразной образовательно-профессиональной деятельности студентов

Социальная (типовые для профессиональной деятельности ситуации)

- проектировочные

- конструктивные

- познавательные

«Профессиональная автобиография будущего педагога»; «Стена».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Особенности внимания заикающихся дошкольников
В последнее время логопеды все больше убеждаются, что при устранении заикания невозможно обойтись без использования психологических методов воздействия. Почему же успешное логопедическое воздействие невозможно без параллельного проведения коррекционной работы по развитию психических процессов? Дело в том, что возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера ...

Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru