- диалогичность;
- дифференциация;
- опора на индивидуальные и образовательные потребности студентов.
Исследователи утверждают, что вся учебная деятельность студентов должна быть пронизана рефлексией и обобщением ее хода и результатов со стороны студентов и преподавателя, сопровождаться разными видами оценивания (оцениванием преподавателя, самооценкой, взаимным оцениванием) .
В ряде исследований выделяются необходимые требования к педагогическим задачам, включенным в образовательный процесс. К ним относятся:
- наличие у студентов возможности выбора задачи;
- ориентация на личностные достижения студентов;
- ориентация на успех;
- усложнение задач от этапа к этапу .
Исследователи, характеризуя условия реализации педагогических дисциплин, указывают на необходимость определенных отношений между студентами и преподавателем в процессе обучения. Выделяется ряд характеристик, которыми должны обладать эти отношения (КСБатракова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына):
- гуманистическая направленность преподавателя;
- субъект - субъектный характер;
- диалогизм.
Опираясь на вышеизложенное, мы предполагаем, что этапы формирования рефлексивных умений связаны с этапами изучения педагогических дисциплин. В свою очередь опыт будущей профессиональной деятельности обогащается за счет решения усложняющихся педагогических задач.
Остановимся кратко на содержании учебного материала курса «Введение в педагогическую деятельность», которое ориентировано на создание основы для изучения других педагогических дисциплин, его отбор обусловлен ведущими принципами развития высшего педагогического образования.
Организационно - педагогической целью курса выступает создание условий для активного включения студентов в процесс осознанного формирования ценностных личных ориентации в образовательно- профессиональной области.
Первый блок задач определяется ориентационным осознанием студентами сущности ряда основных идей и понятий, связанных с педагогической деятельностью. Второй блок задач предполагает включение студентов в процесс самопознания и осознанного формирования образовательно- профессиональных развивающихся ориентации. Третий блок задач связан с организацией целесообразной образовательно- профессиональной деятельности каждого студента, направленной на формирование общепрофессиональных умений педагога. Напомним, что в рамках данного исследования рефлексивные умения рассматриваются как обобщенные умения, пронизывающие все группы общепрофессиональных умений педагога (познавательные, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные).
При этом развитие рефлексивных умений от педагогической дисциплине к педагогической дисциплине проходит по этапам профессионального становления будущих учителей:
- присвоение ценностей педагогической профессии, создание образа педагогического мира;
- преобразование личности на основе присвоения ценностных ориентации, формирование образа «я- педагог»;
- проектирование, самопроектирование, формирование образа будущей профессиональной деятельности.
Как показывает исследование, именно в процессе присвоения ценностей педагогической деятельности наиболее продуктивно начинается формирование рефлексивных умений будущих педагогов.
Опираясь на концептуальные идеи исследования и рабочее определение рефлексивных умений будущих учителей, мы предлагаем совокупность приемов по формированию рефлексивных умений будущих учителей при изучении отдельных тем курса «Введение в педагогическую деятельность». Все эти приемы обеспечивают наращивание рефлексивного опыта будущих учителей, на основе которого формируются отдельные рефлексивные умения (см. таблица 3).
Таблица 3
Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» (ориентационный этап профессионального становления)
Педагогические задачи |
Модель контекстного обучения |
Формируемые рефлексивные умения |
Приемы формирования рефлексивных умений |
Осознание студентами сущности ряда основных идей и понятий, связанных с педагогической деятельностью |
Семиотическая (вербальные, письменные, учебные тексты) |
- проектировоч- ные - конструктив- ные - познавательные |
Акростих «Портрет учителя 21 века»; Эссе «Профессия- педагог»; «Бортовой журнал» |
Включение студентов в процесс самопознания и осознанного формирования образовательно-профессиональных ориентации |
Имитационная (моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности) |
- коммуникатив- ные - организаторские |
«Микроурок»; «Реклама микрогруппы» |
Организация целесообразной образовательно-профессиональной деятельности студентов |
Социальная (типовые для профессиональной деятельности ситуации) |
- проектировочные - конструктивные - познавательные |
«Профессиональная автобиография будущего педагога»; «Стена». |
Похожие статьи:
Содержательно-организационная модель интеграции
внутри учреждения дополнительного образования детей
Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена). Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней и ...
Психофизиологические основы развития речи
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Однако и ...