Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 4

- диалогичность;

- дифференциация;

- опора на индивидуальные и образовательные потребности студентов.

Исследователи утверждают, что вся учебная деятельность студентов должна быть пронизана рефлексией и обобщением ее хода и результатов со стороны студентов и преподавателя, сопровождаться разными видами оценивания (оцениванием преподавателя, самооценкой, взаимным оцениванием) .

В ряде исследований выделяются необходимые требования к педагогическим задачам, включенным в образовательный процесс. К ним относятся:

- наличие у студентов возможности выбора задачи;

- ориентация на личностные достижения студентов;

- ориентация на успех;

- усложнение задач от этапа к этапу .

Исследователи, характеризуя условия реализации педагогических дисциплин, указывают на необходимость определенных отношений между студентами и преподавателем в процессе обучения. Выделяется ряд характеристик, которыми должны обладать эти отношения (КСБатракова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына):

- гуманистическая направленность преподавателя;

- субъект - субъектный характер;

- диалогизм.

Опираясь на вышеизложенное, мы предполагаем, что этапы формирования рефлексивных умений связаны с этапами изучения педагогических дисциплин. В свою очередь опыт будущей профессиональной деятельности обогащается за счет решения усложняющихся педагогических задач.

Остановимся кратко на содержании учебного материала курса «Введение в педагогическую деятельность», которое ориентировано на создание основы для изучения других педагогических дисциплин, его отбор обусловлен ведущими принципами развития высшего педагогического образования.

Организационно - педагогической целью курса выступает создание условий для активного включения студентов в процесс осознанного формирования ценностных личных ориентации в образовательно- профессиональной области.

Первый блок задач определяется ориентационным осознанием студентами сущности ряда основных идей и понятий, связанных с педагогической деятельностью. Второй блок задач предполагает включение студентов в процесс самопознания и осознанного формирования образовательно- профессиональных развивающихся ориентации. Третий блок задач связан с организацией целесообразной образовательно- профессиональной деятельности каждого студента, направленной на формирование общепрофессиональных умений педагога. Напомним, что в рамках данного исследования рефлексивные умения рассматриваются как обобщенные умения, пронизывающие все группы общепрофессиональных умений педагога (познавательные, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные).

При этом развитие рефлексивных умений от педагогической дисциплине к педагогической дисциплине проходит по этапам профессионального становления будущих учителей:

- присвоение ценностей педагогической профессии, создание образа педагогического мира;

- преобразование личности на основе присвоения ценностных ориентации, формирование образа «я- педагог»;

- проектирование, самопроектирование, формирование образа будущей профессиональной деятельности.

Как показывает исследование, именно в процессе присвоения ценностей педагогической деятельности наиболее продуктивно начинается формирование рефлексивных умений будущих педагогов.

Опираясь на концептуальные идеи исследования и рабочее определение рефлексивных умений будущих учителей, мы предлагаем совокупность приемов по формированию рефлексивных умений будущих учителей при изучении отдельных тем курса «Введение в педагогическую деятельность». Все эти приемы обеспечивают наращивание рефлексивного опыта будущих учителей, на основе которого формируются отдельные рефлексивные умения (см. таблица 3).

Таблица 3

Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» (ориентационный этап профессионального становления)

Педагогические задачи

Модель контекстного обучения

Формируемые рефлексивные умения

Приемы формирования рефлексивных умений

Осознание студентами сущности ряда основных идей и понятий, связанных с педагогической деятельностью

Семиотическая (вербальные, письменные,

учебные тексты)

- проектировоч-

ные

- конструктив-

ные

- познавательные

Акростих «Портрет учителя 21

века»; Эссе «Профессия- педагог»; «Бортовой журнал»

Включение студентов в процесс самопознания и осознанного формирования образовательно-профессиональных ориентации

Имитационная (моделирование

ситуаций будущей профессиональной деятельности)

- коммуникатив-

ные

- организаторские

«Микроурок»; «Реклама микрогруппы»

Организация целесообразной образовательно-профессиональной деятельности студентов

Социальная (типовые для профессиональной деятельности ситуации)

- проектировочные

- конструктивные

- познавательные

«Профессиональная автобиография будущего педагога»; «Стена».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Психолого-педагогические задачи игросистемы
1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний. 2. Раскрытие творческих возможностей учащихся. 3. Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем. 4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями. 5. Воспитание чувства ...

Воображение и творчество
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно разл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru