Базой для исследования послужили 1 "б" и 1 "а" классы МОУ гимназии № 39 "Классическая" Комсомольского района города Тольятти. Условия школы благоприятны для обучения и воспитания детей. Оба класса обучаются по программе "Школа 2100". Классы не являются академическими. Возраст детей 7-8 лет.
Исследование проводилось по следующему плану:
1. Констатирующий эксперимент:
а) Составление анкет, тестов и тестовых заданий;
б) Проведение анкетирования, тестирования;
в) Обобщение результатов.
2. Формирующий эксперимент:
а) Календарное планирование эксперимента;
б) Апробация творческих заданий;
в) Составление протоколов наблюдения;
в) Педагогическое наблюдение;
г) Анализ результатов.
3. Контрольный эксперимент:
а) повторное проведение анкетирования, тестирования, сравнение его результатов с результатами констатирующего эксперимента;
б) Анализ результатов и выводы.
Констатирующий эксперимент проводился с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. В частности, был направлен на определение интереса учащихся к урокам чтения, наличия на уроках творческих заданий и отношения к ним учащихся, а также направлен на изучение уровня креативности класса и определение коэффициента оригинальности. Констатирующий эксперимент проводился в обоих классах на основе анкетирования и тестирования. Анкета - это объединённая исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Анкета отвечала следующим требованиям:
· вопросы были чётко сформулированы и понятны респондентам;
· вопросы не вызывали отрицательных эмоций;
· вопросы не навязывали чужое мнение;
· не допускалась слишком большая вариативность ответов.
Для данного исследования была выбрана анкета открытого типа, с прямыми вопросами о фактах сознания (направленными на выявление мнений, пожеланий, суждений). Анкета содержала следующие вопросы:
Какой твой самый любимый предмет в школе?
Ты любишь читать?
Ты любишь рисовать?
Ты любишь сочинять?
Тебе нравиться участвовать в постановках?
Какое задание, которое даёт учитель на уроке чтения тебе нравиться больше всего?
Ты бы хотел выполнять его чаще?
Данные вопросы позволили определить отношение младшего школьника к уроку чтения и его читательскую активность, а так же нравиться ли детям выполнять творческие задания. Опрос показал, что в исследуемой группе (1 "б") из 25 опрошенных урок чтения назвали любимым уроком 9 (36%) учащихся, читать любят 12 (48%) учащихся, рисовать 17 (68%) детей, сочинять нравиться 5 (20%) учащимся (таблица 1).
Таблица 1
Ответы детей исследуемой группы
|
Ф.И. ученика |
Любимый урок |
Любишь ли читать? |
Любишь ли рисовать? |
Любишь ли сочинять? |
|
1. Антропова Люда |
ИЗО |
да |
да |
нет |
|
2. Бобровская Оля |
чтение |
да |
да |
не очень |
|
3. Виноградов Саша |
математика |
нет |
нет |
нет |
|
4. Зиняева Даша |
ИЗО |
не очень |
да |
нет |
|
5. Зуев Вова |
чтение |
да |
да |
нет |
|
6. Иванов Максим |
риторика |
нет |
да |
да |
|
7 Кирьякова Даша |
чтение |
да |
да |
нет |
|
8. Кондурар Данил |
физ-ра |
нет |
нет |
не очень |
|
9. Котков Кирилл |
чтение |
да |
да |
нет |
|
10. Кузнецов Миша |
труд |
не очень |
да |
нет |
|
11. Малкова Яна |
риторика |
нет |
да |
да |
|
12. Мусатов Миша |
чтение |
да |
нет |
нет |
|
13. Полканова Яна |
чтение |
да |
да |
нет |
|
14. Попова Даша |
информатика |
нет |
да |
нет |
|
15. Пентешин Миша |
ИЗО |
да |
да |
нет |
|
16. Рудюкова София |
физ-ра |
не очень |
нет |
нет |
|
17. Рябинин Слава |
русский язык |
нет |
да |
да |
|
18. Рябова Кира |
чтение |
да |
да |
нет |
|
19. Сагиров |
окружающий мир |
нет |
нет |
нет |
|
20. Сирин Коля |
чтение |
да |
нет |
нет |
|
21. Сорокин Паша |
ИЗО |
нет |
да |
да |
|
22. Студенцов Илья |
окружающий мир |
нет |
нет |
да |
|
23. Сыроваткина Элина |
физ-ра |
да |
нет |
нет |
|
24. Шинкаренко Лиза |
риторика |
нет |
да |
нет |
|
25. Шульгина Люда |
чтение |
да |
нет |
нет |
Похожие статьи:
Компетентностный подход в образовании
Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход. В научной, методической литературе достаточное количество характеристик компетентности. Это позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием ...
Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина
России
В начале XX века Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки ...