Художественная деятельность как средство развития творческого воображения

Страница 1

Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь.

Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период наиболее благоприятный для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития воображения, мышления, восприятия. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Е.Е. Данилова говорила, что воображение развивается в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности – ее интересов, знаний, эмоционального настроя. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.

По мнению Е.Кравцовой существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:

процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески;

обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.

Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Организация предметной среды, создание проблемных ситуаций – все эти методы по своему хороши и позволяют выявить и развить различные стороны воображения.

Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются:

использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала;

взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся;

интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, Л. Фурминой, Л. Ворошниной и др.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Метод и приемы компьютерных программ, предполагающих обучение лексике на уроке английского языка
Давайте рассмотрим возможности использования компьютера на всех этапах обучения лексике. Ознакомление со словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображение ...

Общие рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 - 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длите ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru