Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Новая педагогика » Воспитание положительных качеств у детей с учетом темперамента » Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Страница 1

Необходимость выделения воли как элемента развиваю­щегося характера ребенка видели многие выдающиеся педа­гоги (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко). К. Д. Ушинский писал: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнут только от постоянно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно подорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие; но, не давая им упраж­нения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю». В другом месте он отмечал: «Волю надо воспи­тывать. Воля укрепляется своими победами. Каждая победа воли над чем бы то ни было придает человеку уверенность в своей собственной нравственной силе, в возможности побе­дить те или иные препятствия» .

А. С. Макаренко считал, что «среди проблем самой пер­вой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества и целеустремленности». При этом А. С. Мака­ренко предполагал воспитание двух взаимосвязных сторон воли. «Большая воля, — писал он, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя от­казаться от чего-то, когда это нужно. Воля—это не просто

желание и удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упраж­няется только в том, что он свои желания приводит в ис­полнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет боль­шой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тор­моза не может быть никакой воли» В другом месте мы находим прямое указание на связь общего воспитания лич­ности с воспитанием воли. «Главный принцип, на котором я настаиваю,— найти середину — меру воспитания активности и тормозов. Если вы эту технику хорошо усвоите,— вы всегда хорошо воспитаете своего ребенка.

С первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, до­биваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его же­ланий, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

Найти это чувство меры между активностью и тормо­зами, значит решить вопрос о воспитании»

Итак, постановка специальной задачи воспитания воли и волевых черт характера не может вызывать сомнений. Но это не означает, что данная задача должна решаться обо­собленно от воспитания характера в целом и воспитания дру­гих его сторон. Воля входит составной частью в структуру характера, и во многом зависит от темперамента, поэтому она связана с другими компонентами. За­дачу воспитания воли следует видеть в том, чтобы выделить главные ее стороны в основных видах деятельности: познании, общении, поведении школьника — определить условия, кото­рые способствуют становлению и совершенствованию, просле­дить своеобразия ее на основных возрастных этапах.

Не всякую сознательную деятельность человека можно назвать волевой. Врожденные черты не требуют волевой регуляции, так как совершаются на основе механизмов либо полученных по наследству, либо уже отра­ботанных и закрепленных. Однако многие формы и способы поведения и общения совершаются при непосредственном во­левом контроле. Начать действие и прекратить в ситуации с помехами, задержать или переключить его — все это требует вмешательства воли. Следовательно, воля — это регулирова­ние человеком собственного поведения.

Школьник совершает поступки, выполняет массу сложных дел, которые можно рассматривать со стороны содержания и формы. Действия, поступки программируются и корректи­руются мышлением, воображением и другими познаватель­ными процессами. При их помощи оформляется содержание деятельности. Форма же выражается в движениях, действиях как моторных актах. Воля направлена на запуск, остановку, изменение, перестройку моторной части поведения, а также познания, то есть на активизацию и торможение сознательной деятельности. Но воля проявляется в тех случаях, когда есть трудность, и ее необходимо преодолеть с тем, чтобы прийти к заранее обозначенной цели.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методическая разработка лекции по теме: Операционная система: назначение и основные функции
Контингент учащихся: студенты 1 курса специальности 050500 – Профессиональное обучение, рассчитано на группу. Вид лекции : информационная лекция, на которой преподносится и объясняется научная информация, подлежащая запоминанию. Цель лекции: - дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания по теме «Операционная система: назначение и основные функции» Задачи лекции: 1. Образовател ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные про ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru