Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Новая педагогика » Воспитание положительных качеств у детей с учетом темперамента » Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Страница 2

Воля проявляется по мере развертывания и выполнения действия, деятельности. Поэтому ее можно рассматривать как процесс. Так, школьнику предстоит выступить с сообщением на школьном собрании. Задача сложная и требует немалого напряжения.

Время с момента, когда ученик узнает об этом и до того часа, когда после доклада покидает школу, запол­нено разнообразными делами, переживаниями, преодолением больших и малых препятствий. Но все это в пределах одного сложного и локализованного во времени дела. В этом случае волевой процесс включает в себя мотивы, постановку цели, принятие решения, планирование способов его выполнения, практические действия. Он включает в себя разной степени-волевое усилие.

Процессуальность волевого проявления школьника неиз­бежно ставит вопрос о волевых качествах характера, об их развитии и воспитании. В ходе осуществления волевого процесса складываются волевые качества вначале в виде времен­ных проявлений, а затем прочно закрепившихся, устойчивых. Это означает, например, что вначале ученик может быть ре­шительным лишь единожды; настойчивым, смелым, самостоя­тельным окажется лишь в одном деле, а затем эти качества закрепятся путем их проявления в других делах. Они пере­растут в довольно стойкие образования, в черты характера.

Психологами выделено, зафикисировано и изучено немало волевых черт. В той или иной мере они подвергнуты иссле­дованию с точки зрения струк­туры. Например, изучена структура настойчивости, решитель­ности и др. Изучена их специфика в отдельных видах дея­тельности (в военной обстановке, спорте, общении). Волевые черты продолжают изучаться у детей разного возраста и в разных ситуациях. Получены результаты о проявлении школьников уверенности, организованности, настойчивости, самостоятельности, целеустремленности, выдержки, решитель­ности, смелости, инициативности. Все эти качества выражают волевой процесс и характеризуют его с разных сторон. Однако простое перечисление и изолированное изучение у школьников не позволяет выявить их связь и соотнести с тем или иным этапом волевого процесса. Поэтому необходима группировка, объединение. Такая группировка предложена Н. Г. Левандовским, изучавшим структуру характера при по­мощи факторного анализа.

Результаты указанного исследования, а также данные, полученные другими авторами, позволяют наметить три группы волевых черт.

1. Черты, выражающие содержание воли. Сюда относятся идейная и моральная направленность, коллективистическая направленность.

2. Черты, в которых закреплена стимулирующая сторона волевого процесса (волевое побуждение): целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность.

3. Черты, отражающие тормозную (сдерживающую) сто­рону волевого процесса или волевое торможение. Сюда можно отнести выдержку, самообладание.

Некоторые волевые качества прямо не относятся к пере­численным группам, но они вбирают показатели свойств всех трех групп. Таковы качества: организованность, уверен­ность, смелость.

Рассматривая группы качеств, следует иметь в виду, что уровень их развития в характере школьников может быть разный: от самого низкого, элементарного, до высокого. Кроме того, возможно сочетание качеств более или менее одинакового уровня. Например, низкий уровень развития решительности и такой же уровень выдержки, или высокий уровень развития настойчивости и решительности. Но воз­можно сочетание качеств разной степени развития. Напри­мер — решительный, но ненастойчивый, смелый, но несдер­жанный.

Развитие воли и волевых черт характера зависит от ряда обстоятельств: от опыта волевого поведения, индивидуальных особенностей и, главным образом, от воспитания.

Исследования показывают, что опыт волевого поведения может быть кратковременным и длительным, в большей или меньшей мере насыщен фактами преодоления трудностей. Все это находится в зависимости от индивидуально сложив­шейся жизни ребенка, школьника, а также от количества про­житых лет, поэтому можно говорить о типичных чертах, ко­торые присущи школьникам данной возрастной группы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Особенности переключения и устойчивости зрительного внимания
Для того чтобы представить более полную картину об уровне сформированности переключения и устойчивости зрительного внимания у дошкольников, и о том насколько внимательны были дети при выполнении задания, следует отметить и то, как вели себя дошкольники разных групп при выполнении задания. Сразу же отметим, что в группе дошкольников, страдающих заиканием, дети по-разному отнеслись к выполнению зад ...

Методы работы по орфографии в школе
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos (правильный) и grapho (пишу); буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание» . В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Орфография, как система правил, сост ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru