Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Новая педагогика » Воспитание положительных качеств у детей с учетом темперамента » Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Страница 4

4. Школьник делает то, что вызывает непосредственное удовольствие, связанное с чувствованиями, непосредствен­ными потребностями и ближайшими целями. Смотреть «острую» передачу по телевизору, играть в занятную игру—пожалуйста. Все это не требует волевого напряжения, созна­тельного регулирования через подавление одних желаний, стремлений в угоду непривлекательной необходимости. Не­посредственные потребности и чувствования не связываются с обобщенными и выраженными в слове мотивами, что сни­жает волевую активность, или совершенно снимает ее.

5. Отчетливо проявляются черты слабоволия школьника в его учебной деятельности. Вот некоторые из таких показателей: а) неумение и нежелание напрягаться при заучивании материала, решении учебных задач (начав работу над материалом, при встрече с трудностью бросает на полпути занятие, не дает себе труда ознакомиться с непонятным по учебнику. «А . ладно, потом»!); б) поверхностное, приблизи­тельное заучивание учебного материала (школьник не уверен точности своих знаний, его легко можно переубедить); в) у слабовольного нет системы работы с материалом, он беспорядочен в подготовке домашних заданий, а если и скла­дывается какая-нибудь система, то крайне нерациональная, не предусматривающая напряжения и преодоления труд­ностей); г) слабоволие проявляется в неумении сосредото­читься на занятиях так долго, как этого требует учебный процесс, равно неумение отвлечься от посторонних раздра­жителей; д) проявляет негативизм и упрямство, выражаю­щиеся в том, что отказывается от помощи товарищей и взрослых, хотя такая помощь крайне необходима, так как есть существенные проблемы в знаниях учебного материала.

В поведении и делах школьник преодолевает реальные труд­ности, учится напрягаться, подчинять личные цели и си­туативные желания целям более важным. Отмеченное наказание, принуждение и дру­гие воздействия в словесной форме не играют никакой роли. Мотивы и цели, способы реализации их существуют в созна­нии в виде образов и в виде слов. Да и само сознательное Урегулирование поведения возможно через слово, поэтому и убеждение, и принуждение могут и должны иметь место в воспитании воли, но главную роль выполняют практическая деятельность, и реальное поведение.

Существование лично и общественно значимой цели. Не условная и не игровая цель должна быть в центре волевого поведения школьника, а реальная, имеющая цен­ность для него самого; она должна отражать общественные интересы и потребности. Всякая несерьезная цель вызывает и несерьезное к себе отношение. Следовательно, в этом слу­чае не может быть и полной отдачи сил и энергии на ее до­стижение. Цель волевого действия и поведения может возникнуть по собственной инициативе школьника, и тогда в ней в большей мере будет представлен субъективный мо­мент. Но цель может быть привнесена как задание, приказ, просьба, которые по отношению к учащемуся являются объективными побуждениями. В них отразятся интересы, потребности не только одной личности, но целого коллектива, общества. Задача состоит в том, чтобы общественно значи­мая цель для школьника сделалась столь же близкой, как и собственная.

Цель может быть разного масштаба. Если она значи­тельная и трудно достижимая сразу или в короткий срок, то целесообразно в ней выделить этапы, промежуточные цели. Для школьника объемная цель кажется недостижимой, по­скольку она громоздка и удалена во времени. Если же она разделена на части и выделены промежуточные этапы, то этим создаются условия для рельефного обозрения этой части. Усилия, направленные на достижение промежуточной цели, кажутся не столь большими, и школьник с готовностью берется за ее реализацию.

Ничто так не окрыляет и не вдохновляет на преодоление трудностей, как успех. Результат осознается школьни­ком на основе сличения уже достигнутого с тем, что заду­мано. Успех, замеченный самим школьником, позволяет выяснить положительный результат приложения усилий, а также определить недостатки, слабые стороны, соотнести потраченную энергию и полученный результат. Правда, ре­троспективная оценка приложенного усилия не всегда адекватна реально затраченному. Школьнику кажется, что результат достигнут с меньшей затратой сил и энергии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии
А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращается к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодро ...

Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы с дизартриками
Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий укрепляющий массаж. На этапе формирования первичных коммуникативно произносительных навыков применяют расслабляющий массаж мышц лица. Вторым направлением расслабляющего массажа лица являет движение от бровей к в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru