4. Школьник делает то, что вызывает непосредственное удовольствие, связанное с чувствованиями, непосредственными потребностями и ближайшими целями. Смотреть «острую» передачу по телевизору, играть в занятную игру—пожалуйста. Все это не требует волевого напряжения, сознательного регулирования через подавление одних желаний, стремлений в угоду непривлекательной необходимости. Непосредственные потребности и чувствования не связываются с обобщенными и выраженными в слове мотивами, что снижает волевую активность, или совершенно снимает ее.
5. Отчетливо проявляются черты слабоволия школьника в его учебной деятельности. Вот некоторые из таких показателей: а) неумение и нежелание напрягаться при заучивании материала, решении учебных задач (начав работу над материалом, при встрече с трудностью бросает на полпути занятие, не дает себе труда ознакомиться с непонятным по учебнику. «А . ладно, потом»!); б) поверхностное, приблизительное заучивание учебного материала (школьник не уверен точности своих знаний, его легко можно переубедить); в) у слабовольного нет системы работы с материалом, он беспорядочен в подготовке домашних заданий, а если и складывается какая-нибудь система, то крайне нерациональная, не предусматривающая напряжения и преодоления трудностей); г) слабоволие проявляется в неумении сосредоточиться на занятиях так долго, как этого требует учебный процесс, равно неумение отвлечься от посторонних раздражителей; д) проявляет негативизм и упрямство, выражающиеся в том, что отказывается от помощи товарищей и взрослых, хотя такая помощь крайне необходима, так как есть существенные проблемы в знаниях учебного материала.
В поведении и делах школьник преодолевает реальные трудности, учится напрягаться, подчинять личные цели и ситуативные желания целям более важным. Отмеченное наказание, принуждение и другие воздействия в словесной форме не играют никакой роли. Мотивы и цели, способы реализации их существуют в сознании в виде образов и в виде слов. Да и само сознательное Урегулирование поведения возможно через слово, поэтому и убеждение, и принуждение могут и должны иметь место в воспитании воли, но главную роль выполняют практическая деятельность, и реальное поведение.
Существование лично и общественно значимой цели. Не условная и не игровая цель должна быть в центре волевого поведения школьника, а реальная, имеющая ценность для него самого; она должна отражать общественные интересы и потребности. Всякая несерьезная цель вызывает и несерьезное к себе отношение. Следовательно, в этом случае не может быть и полной отдачи сил и энергии на ее достижение. Цель волевого действия и поведения может возникнуть по собственной инициативе школьника, и тогда в ней в большей мере будет представлен субъективный момент. Но цель может быть привнесена как задание, приказ, просьба, которые по отношению к учащемуся являются объективными побуждениями. В них отразятся интересы, потребности не только одной личности, но целого коллектива, общества. Задача состоит в том, чтобы общественно значимая цель для школьника сделалась столь же близкой, как и собственная.
Цель может быть разного масштаба. Если она значительная и трудно достижимая сразу или в короткий срок, то целесообразно в ней выделить этапы, промежуточные цели. Для школьника объемная цель кажется недостижимой, поскольку она громоздка и удалена во времени. Если же она разделена на части и выделены промежуточные этапы, то этим создаются условия для рельефного обозрения этой части. Усилия, направленные на достижение промежуточной цели, кажутся не столь большими, и школьник с готовностью берется за ее реализацию.
Ничто так не окрыляет и не вдохновляет на преодоление трудностей, как успех. Результат осознается школьником на основе сличения уже достигнутого с тем, что задумано. Успех, замеченный самим школьником, позволяет выяснить положительный результат приложения усилий, а также определить недостатки, слабые стороны, соотнести потраченную энергию и полученный результат. Правда, ретроспективная оценка приложенного усилия не всегда адекватна реально затраченному. Школьнику кажется, что результат достигнут с меньшей затратой сил и энергии.
Похожие статьи:
Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии
А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращается к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодро ...
Приемы расслабляющего массажа, как одного из
методов работы с дизартриками
Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий укрепляющий массаж. На этапе формирования первичных коммуникативно произносительных навыков применяют расслабляющий массаж мышц лица. Вторым направлением расслабляющего массажа лица являет движение от бровей к в ...