Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 7

Следующий этап формирования рефлексивных умений будущих учителей характеризуется более сложными приемами, побуждающими студентов к коммуникативной и кооперативной рефлексии.

Педагогические задачи данного этапа способствуют организации целесообразной образовательно- профессиональной деятельности студентов.

Для того, чтобы будущий педагог мог лучше понять себя, логику своей жизни, развитие своих личностных и профессиональных выборов, создать образ «Я в прошлом» предлагается прием написания профессиональной автобиографии. Он состоит в том, чтобы описать историю зарождения мысли стать учителем, главные события, которые повлияли на это, свои чувства и отношение к этим событиям.

Для направления воображения можно предложить вопросы:

- Какое положение Вы занимаете в обществе?

- Каких успехов Вы достигли?

- Какие неудачи Вас постигли?

- Что бы Вы хотели сказать своим ученикам?

- Что Вы планируете на будущее?

Например, Изиев К. пишет:

«Я родился в семье врачей, поэтому до 10 лет хотел стать врачом. Когда пошел в школу, влюбился в первую учительницу и решил стать учителем. Однако первая учительница уволилась, а вторую я боялся и не любил. После окончания начальной школы мы переехали, и я пошел в другую школу, которая мне очень понравилась. Когда младшая сестра пошла в школу, был вынужден ей помогать и понял, что мне это нравится. Поэтому после окончания школы поступил в педагогический университет. Судя по результатам тестов, я должен быть хорошим педагогом, чего бы мне хотелось. У меня есть стремление к контактам с другим человеком, мне интересны дети .»

«Я не знала, куда поступать, но всегда хотела работать с людьми. В прошлом году сходила в частную школу и была поражена демократизмом отношений между преподавателями и учащимися. После этого решила, что хочу быть учителем, то есть человеком, который обладает авторитетом, чьи слова имеют большой вес и кто несет ответственность за других .»

Виктория С.

Будущий педагог не всегда уверен в себе, в том, что он может вынести груз педагогической ответственности, поэтому можно предложить вариант профессиональной биографии в виде «Похвальное слово самому себе».

Методика «Стена» позволяет студентам построить свою собственную стену целей и ценностей педагогического образования из предложенных «кирпичиков». При этом наиболее важные тезисы встраиваются в нижнюю часть стены, где они являются фундаментом, последовательно надстраиваясь менее важными «кирпичиками». Если в предложенном материале имеются неприемлемые ценности, их отправляют в корзину для мусора. В свою очередь, если каких- то тезисов не хватает, можно написать их от руки и вставить в пустующие ячейки.

Необходимо прокомментировать свою стену, привести необходимые доводы и аргументы, проиллюстрировать примерами. Голландский опыт рефлексивного обучения предлагает следующие тезисы:

1) учащиеся должны научиться писать правильно.

2) учащиеся должны делать вычисления без ошибок.

3) учащиеся должны знать ценности и нормы общества.

4) учащихся нужно стимулировать, чтобы они приводили свои собственные примеры, иллюстрирующие учебный материал.

5) учащиеся должны осознавать, что человечество загрязняет окружающую среду.

6) учащиеся должны научиться думать самостоятельно.

7) учащиеся должны научиться мыслить критически.

8) учащиеся должны научиться планировать собственную деятельность.

9) учащиеся должны развивать критическое отношение к обществу.

10) я думаю, моя задача- задавать больше вопросов, нежели давать ответов.

11) я хочу использовать деятельностный подход в обучении.

12) я хочу работать так, чтобы достижения моих учеников были наивысшими.

13) я хочу быть добрым другом для моих учеников.

14) я хочу, чтобы ученикам было хорошо в классе.

15) я хочу стимулировать размышления учеников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания
Из предыдущего подпункта уже видно, что в системе педагогических явлений физическое воспитание имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Если физическое воспитание осуществляется систематически на протяжении ...

Специфика интегрированных курсов для начальной школы
Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru