Понятие и особенности художественно-творческих способностей

Страница 4

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. В "Словаре практического психолога" под ред. С.Ю. Головина (1998) дается определение творчества: "Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры". Деятельность, результат коей - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологические аспекты - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

"В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству" .

"Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди способностей интеллектуальных выделено в особый тип".

Согласно А. Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:

1) анализ жизненного опыта индивидуальных особенности творческой личности – личностный фактор;

2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, чувствительность к проблемам, изобретательность, конструктивность при их решении, гибкость, оригинальность.

Вопрос о креативности как о самостоятельным, независимом от интеллекта свойстве пока остается неразрешенным.

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б. Богоявленская (2002), А. Маслоу и др.).

2. Высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, и др.).

3. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Е. Туник, и др.). В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Креативность определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез, проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности, как процесса дает возможность выявить как способность к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а так же оценивать его продукты (результаты).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России
В начале XX века Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки ...

Приемы логопедического массажа
Среди основных выделяют: 1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие. Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, размин ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru