Активные формы и методы обучения

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Активные формы и методы обучения

Страница 3

Сущность обучения по Выготскому состоит в том, что оно вызывает, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития учеников.

Научить учеников сотрудничать очень важно уже потому, что это привлекает их к предметной деятельности. В этом и состоит сущность деятельностно-кооперативного подхода к обучению.

Рассмотрим Кейс-метод. “Кейс” (случай) – это детализированные, контекстуальные, описательные доклады и сообщения о преподавании и учении . “Кейс”-метод является практикой использования “кейсов” как средства обучения в областях права, бизнеса, медицины, образования.

Т.С. Кошманова выделяет два типа “кейсов”, которые используют для подготовки педагогов. Первый тип – это детальное ежедневное описание преподавания ученика по принципу: Когда? Где? и Как?, даже, с включением почасовой хронологии. Второй тип содержит обсуждения короткой и конкретной учебной ситуации, события, которое произошло с учеником.

Портфолио – метод обучения, оценивания и аттестации широко используется в США.

Чаще всего в практике используют “рабочий портфолио”, в котором с помощью учителя собран материал для аттестации и оценки учения ученика. Именно здесь собраны примеры профессионального роста ученика на протяжении определенного времени.

Привлечения учеников к аттестации и оцениванию помогает им овладеть собственным учением, развивает чувства собственной ответственности за этот процесс. Большую роль в применении метода портфолио в школе уделяют учителю, который выполняет роль фасилитатора (помощника). Именно он помогает в развития самооценки и самоанализа учеников, рефлексивному обсуждению продуктов их деятельности. От работы учителя, от его умения положительно относиться к ошибкам учеников, толерантно общаться с учениками зависит результат этого метода.

В США особую роль уделяют письменным роботам, так называемым методам проектов. Проекты вносят четкость в мышление их авторов, развивают навыки логического и последовательного изложения аргументов, стилистического оформления своей мысли, правильного отбора слов и т.п “Не требует доказательства, что письменная деятельность – это трудная работа, и вдобавок рискованная: оформление наших мыслей в написанные слова заставляет нас быть чувствительными к критике, возражениям, неправильной интерпретации” .

Выполнение такой задачи, как написания проекта по биологии, требует от ученика обдумывания и формирования основных идей по предмету. Помогает выяснять генерационные идеи беседа, которая является жизненным средством для испытания этих идей. Беседа, как и другой вид разговора, содержит диалог тем не менее она способна решить и проблемы высшего уровня и применяется как средство развития умений учителей.

Учителя биологии с помощью проектов стараются сформировать из ученика самостоятельных исследователей, способных трансформировать себя и выработать собственную рабочую теорию. С этой целью ученик должен сделать две презентации своей работы (фактически, это портфолио) в начале и в конце семестра. По требованиям презентации каждый ученик на протяжении 7-10 минут раскрывает свое видение проблемы или ее решения, решения и т.п.

В процессе дискуссии в работе с малыми группами на уроках биологии иногда возникает потребность в конкретных задачах-проектах, которые получает каждая группа учеников. Формулирует проблему учитель, именно он контролирует разные подходы и их аргументацию в решении каждого предложенного варианта.

Учителю биологии, готовясь к занятию с групповой формой обучения, следует начинать с следующего:

1). Правильно выбрать активный метод для конкретного урока, что определяется целью урока, особенностями материала, который изучается.

2). Правильно сформировать группу учеников.

3). Тщательно продумать структуру урока с использованием групповых форм учебной деятельности.

4). Избрать проблему для решения и наметить пути ее решения.

5). Важно продумать и интерьер класса.

Ученики должны иметь возможность достаточно свободно двигаться в классе, объединяться в группы. Поэтому нужно выяснить, есть ли возможность в классе передвинуть столы, стулья и т.п

По мнению С.Грабовской, мебель в классе, которая предназначена для занятия с малыми группами, должна быть “мобильной”. Можно смоделировать несколько вариантов для проведения уроков по мету участия, активными методиками: стулья в кругу, “банкетный стиль”, “П”- подобный стиль; “елочка” .

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Особенности работы по обучению правильной речи и развитию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста
Основными задачами обучения правильной речи в подготовительной группе являются: 1) формирование звукопроизношения; 2) развитие фонематического восприятия; 3) подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы. В основе обучения лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимани ...

Психологические особенности старшего школьника
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной важности. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, содержания, форм и методов. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru