Приведем лишь некоторые типы активных практических уроков биологии, которые, на наш взгляд, смогут проиллюстрировать применение активных форм и методов на уроках биологии. Остановимся, прежде всего, на таких занятиях, где отрабатываются коммуникативные, дискуссионные умения, которые необходимо усвоить на уроках биологии.
На уроке-конференции ученике “превращаются” в исследователей по конкретной проблеме, которая указана в планах к занятию (большей частью пять-шесть вопросов). Ученики распределяются на исследователей-докладчиков (пять человек), оппонентов (пять человек), участников конференции – большинство учеников. Избирается руководитель секции и секретарь. Учитель, в зависимости от цели занятия, может быть ментором, модератором или координатором – наблюдателем.
Опыт свидетельствует, что ученику тяжело подготовить краткое выступление, рецензию на работу, поэтому занятия и предусматривает развитие именно этих навыков. Группу учеников разделяют на авторов исследовательской работы (пять-шесть человек), рецензентов (пять-шесть человек), оппонентов (пять-шесть человек), членов комиссии, которая оценивает выступления.
Урок-диспут. Эта форма работы на уроке биологии, как и предыдущие, связана и с мотивацией деятельности учеников, предусматривает развитие их коммуникативных умений. Можно вызбрать несколько тем, чтобы усовершенствовать умение вести дискуссию, научный диалог с оппонентами, рецензентами, корректно задавать вопрос исследователям, четко и логически на них отвечать.
Урок по методу “снежный шар”. Эта форма сложна по своей методике. К планам урока обязательно добавляются проблемные дискуссионные вопросы, решить которые легче в малой группе. Объединяем учеников в группы по двое-трое, давая возможность обсудить проблему на протяжении 5 мин. Следующий шаг – объединение малых групп по две, а в конечном результате – в одну-две большие, чтобы постепенно, анализируя сложный вопрос, собрать достаточно материала и совместно решить проблему. Отвечают преимущественно ученики, которые осведомленные по этому вопросу или те, кого выдвигает группа (группы).
Похожие статьи:
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...
Понятие и принципы дифференцированного обучения
дифференциальный обучение мотивация школьник На современном этапе разработкой проблемы дифференцированного обучения занимается И.Э. Унт, который изложил теорию дифференцированного обучения. В течение длительного времени проблема дифференцированного обучения в советской дидактике не была актуальной. Проблема индивидуализации учебной работы встала на повестку дня тогда, когда вновь стало актуальным ...