Приведем лишь некоторые типы активных практических уроков биологии, которые, на наш взгляд, смогут проиллюстрировать применение активных форм и методов на уроках биологии. Остановимся, прежде всего, на таких занятиях, где отрабатываются коммуникативные, дискуссионные умения, которые необходимо усвоить на уроках биологии.
На уроке-конференции ученике “превращаются” в исследователей по конкретной проблеме, которая указана в планах к занятию (большей частью пять-шесть вопросов). Ученики распределяются на исследователей-докладчиков (пять человек), оппонентов (пять человек), участников конференции – большинство учеников. Избирается руководитель секции и секретарь. Учитель, в зависимости от цели занятия, может быть ментором, модератором или координатором – наблюдателем.
Опыт свидетельствует, что ученику тяжело подготовить краткое выступление, рецензию на работу, поэтому занятия и предусматривает развитие именно этих навыков. Группу учеников разделяют на авторов исследовательской работы (пять-шесть человек), рецензентов (пять-шесть человек), оппонентов (пять-шесть человек), членов комиссии, которая оценивает выступления.
Урок-диспут. Эта форма работы на уроке биологии, как и предыдущие, связана и с мотивацией деятельности учеников, предусматривает развитие их коммуникативных умений. Можно вызбрать несколько тем, чтобы усовершенствовать умение вести дискуссию, научный диалог с оппонентами, рецензентами, корректно задавать вопрос исследователям, четко и логически на них отвечать.
Урок по методу “снежный шар”. Эта форма сложна по своей методике. К планам урока обязательно добавляются проблемные дискуссионные вопросы, решить которые легче в малой группе. Объединяем учеников в группы по двое-трое, давая возможность обсудить проблему на протяжении 5 мин. Следующий шаг – объединение малых групп по две, а в конечном результате – в одну-две большие, чтобы постепенно, анализируя сложный вопрос, собрать достаточно материала и совместно решить проблему. Отвечают преимущественно ученики, которые осведомленные по этому вопросу или те, кого выдвигает группа (группы).
Похожие статьи:
Содержание раздела курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ»
информатика школьный учебный компьютер Исходя из всего отмеченного выше, раздел курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ» должен включать следующие темы: 1. Информационные средства. 2. Структура программы. Методы проектирования программы. 3. Основные устройства ЭВМ. 4. Назначение, общие принципы и функции операционной системы. 5. Персональная ЭВМ: развернутая структура; структура програ ...
Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов
В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and quidance» - помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. В английском языке отс ...