Активные формы и методы обучения

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Активные формы и методы обучения

Страница 2

- “заседание экспертной группы” (“панельная дискуссия”): общее обсуждение выдвинутой проблемы участниками группы (4-5 учеников с определенным заранее председателем) и обсуждение доклада (довольно краткое) каждым из них, в которой докладчик высказывает свою позицию;

- “форум”: обсуждение, которое напоминает “заседания экспертной группы”, в ходе которого эта группа обменивается мнениями с “аудиторией”;

- “дебаты”: формализованное обсуждение, которое построено на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противоположных команд-соперников и возражений.

- “заседания суда”: обсуждения, которые имитирует слушание дела в суде, на котором распределяются четко роли всех участников.

Среди форм учебной дискуссии можно выделить и “технику аквариума” – особый вариант организации группового взаимодействия.

Эта разновидность дискуссии применяется в работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, расхождениями. На уроке биологии это может быть обсуждение экологических проблем, высказывание точек зрения на теорию Дарвина и т.п.

М.В. Кларин считает, что именно такой вариант дискуссии делает акцент на процесс презентации точки зрения и его аргументации.

Учебная дискуссия содержит вопрос учителя и ответа учеников. Поэтому главная роль в ходе дискуссии принадлежит учителю, его умению задавать вопрос, вести диалог, держать паузы, ожидая ответа. На протяжении дискуссии роль учителя не должна сводиться к директивным репликам или высказываниям личных суждений.

Многолетняя практика показывает высокую эффективность вопросов открытого типа, которые стимулируют мышления. Это “дивергентные” или “оценивающие” по своему смыслу вопросы получили название эвристических. А форма их проведения – эвристической или сократовской беседы. Эвристические вопросы не предусматривают короткого, однозначного ответа. Это вопросы типа: Как? Почему? При каких условиях? Что может произойти, если .? “Дивергентные” вопросы (в отличие от “конвергентных”) не предусматривают однозначного ответа, они пробуждают к поиску, творческому мышлению. “Оценивающие” вопросы дают возможность ученику выработать свою собственную оценку того ли другого явления, собственное суждение.

Во время проведения дискуссии, необходимо придерживаться правил (доброжелательное отношение и внимание к каждому участнику, удержания от одобрительных или неодобрительных высказываний, сосредоточения всей дискуссии на ее теме, фиксация внимания участников на вопросах, которые обсуждаются, сжатость, содержательность, аргументованість как в процессе дискуссии, так и при подведении итогов, общий вывод – не конец раздумьям над проблемой, а следующий шаг в исследовании новой темы).

Дидактическая (учебная) игра; ролевая игра – это игра по правилам, подчиненным достижению заранее начерченного игрового результата (за М.В. Клариним) . В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра умещает момент соревнования.

Структура учебного процесса, который умещает дидактическую игру, состоит из 4 этапов:

1. Ориентация. Учитель характеризует тему, которая изучается, основные правила игры и ее общий ход.

2. Подготовка к проведению. Распределение ролей, изучения игровых задач, процедурные вопросы.

3. Проведения игры. Учитель следит за игрой, фиксирует следствия (подсчеты баллов, принятия решений), разъясняет то, что непонятно.

4. Обсуждения игры. Учитель руководит дискуссионным обсуждением игры (что понравилось, когда возникали трудность, которая идеи появились на протяжении игры). Внимание отводится сопоставлению имитации с реальным миром, установлению связи игры с содержанием учебной темы.

Полноценное развертывание учебного процесса, базирующегося на дидактической игре, предусматривает значительный личностно-профессиональный потенциал учителя, который в процессе обучения выполняет разные роли. Атмосфера игры трансформирует позицию учителя, который балансирует между ролями организатора, помощника и участника общего действия. Он обеспечивает тонкую границу между игровым действием, в которую втянуты ученики, и специальной фиксацией учебно-познавательных результатов игры. Таким образом, используя дидактическую игру в своей педагогической работе, учитель сам может выполнять следующие функции: инструктора, судьи-рефери, тренера, председательствующего ведущего.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Характеристика рефлексивной деятельности учителя
В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б.З.Вульфов и В.Н.Харькин формулируют следующим образом определения наиболее значимых для нас феноменов: «Если рефлексия – цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происход ...

Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru