Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Новая педагогика » Профильное обучение проблемы и решения » Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Страница 2

Системный подход к профильному обучению невозможен без дифференциации мыслительных и поведенческих качеств личности ученика, адекватных профильному направлению. В исследованиях Ж. Пиаже) и Дж. Брунера разработана периодизация умственного развития ребенка. Основным показателем этого развития названные авторы считают овладение ребенком (а после подростком) действиями и операциями. Общее время освоения можно условно разделить на периоды:

1. Сенсомоторный период (до 2 лет), когда действия ребенка не сформировались психикой в форму представлений (образов), а постоянный (инвариантный) характер объектов выступает для него как следствие координации его движений, перемещений в пространстве.

2. Дооперациональный период (до 7 лет), когда у ребенка развивается наглядно-образное мышление. На этой фазе становится возможной интериоризация мышечного действия в мысль.

3. Период конкретных операций (до 10-11) лет, когда в сознании подростка начинают формироваться внутренние информационные структуры, в виде систем символов, посредством которых он воспринимает мир в различных его проявлениях. Подросток на этой стадии уже способен к мысленной систематизации различных предметов (уже известных и новых), но еще не различает возможностей этих предметов, поскольку не располагает соответствующим опытом. Поэтому те операции, которыми он уже владеет, называются конкретными.

4. Период формальных операций (к 14-15 годам) характеризуется способностью пользоваться аппаратом логики. На этой стадии умственная деятельность подростка основана на применении гипотез и предположений, не ограниченных его опытом. Он может мысленно конструировать возможные случаи и события и делать выводы о потенциальных отношениях, проверяемых путем наблюдения или эксперимента. То есть речь идет о формализации конкретных идей.

Таким образом, к моменту достижения старшего школьного возраста у подростка оказывается сформированным мышление взрослого человека за исключением жизненного опыта, позволяющему зрелой личности быстрее адаптироваться во внешней среде, брать на себя ответственность за свои поступки, выбирать приоритеты, исходя из реалий, а не умозрительных представлений.

Вместе с тем опыт работы со старшеклассниками показывает, что динамика их умственного развития, вследствие индивидуальных различий (разных соотношений биологических, психологических и социальных программ) характеризуется доминированием функций одного из периодов, описанных Ж. Пиаже и Д. Брунером. Преобладание сенсомоторных функций наделяет подростка высоким уровнем физической реактивности, когда основными мотивирующими факторами являются ощущение «мышечной радости», демонстрация ловкости, силы, скорости, возможностей организма и отдельных его органов, обеспечивающих двигательную активность. Такие ребята, вне зависимости от пола и умственного развития, при наличии соответствующих условий достигают значительных успехов в определенных видах спорта. Становление их спортивной карьеры во многом зависит от внимания родителей и педагогов, способных заметить сенсомоторную доминанту подростка вовремя.

Доминирование у старшеклассника наглядно-образного (ассоциативного) мышления способствует росту уровня исследовательской активности, стимулирует его к поиску ответов на множество вопросов. Школьник склонен к бессистемному накоплению огромных массивов информации. Его мышление лишено всяких рамок, ограничений и табу. Интерес и любознательность выступают как средство самостоятельного мышления. Познавательная жизнь дополняется аффективностью, склонностью к эмоциональной передаче своего видения мира и отношений с окружающими. Если в структуре личности познавательный интерес превалирует над эмоциями, можно говорить об ориентации такого подростка в сферу естественных наук и фундаментальных разработок, где постижение вещей происходит в процессе отвлеченных умозаключений, теоретизирования и также состояния инсайта (озарений, догадок, не связанных с предыдущим опытом).

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Конкурс
Конкурсы – традиционная форма внеклассной работы, которые можно проводить в несколько туров: по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам. По «Технологии» можно провести такие конкурсы: «А ну–ка, девочки!»; Конкурс юных токарей; «Веселый лоскуток», на лучшую стенную газету, рисунок, фотографию, и др. В последнее время во многих школах, центрах творчества проводятся конкурсы творчески ...

Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступ ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru