Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Новая педагогика » Профильное обучение проблемы и решения » Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Страница 1

Тенденции современных общественных процессов характеризуются с одной стороны глобализацией и интеграцией экономической, политической и культурной сфер общечеловеческой деятельности, а с другой – дифференциацией и специализацией как отдельных организационных структур, так и частной, индивидуальной деятельности людей. Рост новых научных школ и направлений, социальной инфраструктуры, духовных и материальных потребностей, бурное развитие индустрии отдыха и развлечений формируют в обществе социальный заказ на обучение и подготовку будущих специалистов по множеству различных направлений. Плотность информационных потоков возросла и продолжает возрастать такими темпами, что универсализация обучения подрастающего поколения неизбежно эволюционирует в систему специализированного, профильного обучения.

Достаточно еще популярный в обществе тезис о необходимости формирования гармоничной личности сформировался еще в советский период и базировался на примате социальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на физическое, духовное и интеллектуальное развитие детей и молодежи. Отталкиваясь от объективного анализа исследований зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии и других наук, занимающихся проблемами воспитания, обучения и социализации детей и подростков, есть смысл говорить о наличии определенных программ, влияющих на формирование личности на всех ее уровнях – биологическом, психологическом и социальном.

Одни программы являются врожденными и сопровождают человека на протяжении всей его жизни, другие нарабатываются на разных этапах его развития. К врожденным относятся биологические (генетические, физиологические) и часть психологических. К нарабатываемым – социальные и определенные психологические программы. Каждый индивид является носителем комплекса названных программ, количественное и качественное сочетание которых не имеет аналога и делает эту личность уникальной. С другой стороны, наличие у разных людей сходных качеств – физических, психологических или социальных – позволяет использовать такой системный метод как типологизацию, то есть объединение индивидов в группы по общим критериям.

Использование типологического метода позволяет устанавливать коррелятивные связи между группами однородных учебных дисциплин, входящих в общую структуру профильного обучения, и условными группами школьников старших классов, объединенных наличием общих психофизиологических и психосоциальных качеств. В основе предлагаемого коррелятивного анализа лежит принцип адекватности комплекса личностных качеств школьника одному из основных направлений профилизации, входящих в общую структуру профильного обучения. Таких направлений пять:

· Социально-гуманитарное

· Естественно-математическое

· Технологическое

· Художественно-эстетическое

· Спортивное

Задача определения комплекса психофизических и психосоциальных качеств, составляющих структуру личности, а также степени ее адекватности определенному профилю обучения может быть реализована на основании аналитического и синтетического подходов. Аналитический метод предусматривает исследование и оценку отдельных личностных качеств, важных для эффективного обучения в одном из приведенных пяти профилей. Синтетический подход предусматривает изучение целостной картины поведенческих реакций с помощью технических и программных средств, позволяющих измерять совокупность психофизических характеристик школьника и моделировать элементы и процессы, отражающие специфику учебных процессов в определенном профильном направлении.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Выставка
Не менее значимой и интересной формой организации массового внеклассного мероприятия по технологии является выставка технического и декоративно-прикладного творчества. Выставка – это публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. В рамках школы выставки отражают результаты творческой деятельности школьников, показыв ...

Причины возникновения ошибок
Существует множество причин, почему ученики допускают ошибки в своей речи. Одна из главных причин возникновение ошибок по мнению Натальина В.П. является несформированность соответствующих речевых навыков и умений. Данную причину можно проследить на примере возникновения грамматических ошибок в иноязычной устной речи учащихся. Так, например: количество ошибок в употреблении и образовании временных ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru