Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Новая педагогика » Профильное обучение проблемы и решения » Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Страница 3

Ведущая роль эмоций (экспрессивных или импрессивных) в познавательных процессах старшеклассников свидетельствует о склонности к самовыражению в художественно-эстетической сфере. Цель искусства – вызывать у людей определенные чувства и отношения к материальным и духовным аспектам нашей жизни, моделируя их с помощью символов и образов – вербальных, знаковых, звуковых, пластических. Стремясь выразить свои эмоции опосредовано, подросток реализует это в поэзии, живописи, музыке, хореографии и т.п. Для школьников с данной ориентацией искусство и эстетика представляют собой специфические образно-ассоциативные способы познания действительности и утверждения определенной системы ценностей.

Если же эмоциональный аспект в мышлении сочетается не с образно-ассоциативным, а с конкретным восприятием и отражением действительности, гностическая доминанта сменяется коммуникативной и прагматической. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности (со сверстниками, педагогами и др.) при сохранении каждого ее элемента. В коммуникациях реализуются управленческая, информативная, эмотивная и контактная функции. Доминирование в мышлении школьника коммуникативного аспекта способствуют ускорению процессов социализации и связанных с ней социальной мобильности, активности, общительности. Старшеклассники с таким типом мышления интересуются сферами деятельности, связанными с социально-гуманитарным профилем и соответствующими дисциплинами (педагогикой, медициной, сервисом, экономикой, юриспруденцией).

Прагматический аспект мышления ориентирует подростков на овладение знаниями и навыками, необходимыми для выполнения организаторских, управленческих функций (менеджмента), реализации коммерческих проектов, посреднической, консалтинговой и рекламной деятельности и т.п. В основе прагматического мышления лежит экономический фактор, как механизм решения задач удовлетворения материальных потребностей – индивидуальных и социальных.

Доминирование логической компоненты мышления над эмоциональным побуждает старшеклассника рассматривать явления окружающей действительности с позиции объективной логики, рациональности и конструктивности (технологичности). Познавательный процесс происходит за счет преимущественного использования функций левого полушария и является дискретным и аналитическим, в отличие от ассоциативно-образного, которое связано с синтезом (целостным восприятием, переработкой и выдачей информации), осуществляемым правым полушарием. Подросток с логической доминантой мышления ориентирован на дисциплины, связанные с техникой, технологией, информатикой, где процессы можно описать четким языком алгоритмов, норм, стандартов и правил, где задачи имеют, как правило, единственное решение.

Таким образом, представляется возможным построение определенных коррелятивных связей, устанавливающих соответствие разных типов мышления определенным направлениям профильного обучения.

Таблица 1

Основные

направления

профилизации

Социально –

гуманитарное

Естественно-

математическое

Технологическое

Художественно-

эстетическое

Спортивное

Доминирующий

тип мышления

Коммуникативное

Исследовательское

Аналитическое

Эстетическое

Сенсомоторное

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Формирование графических умений и навыков на уроках ИЗО у учащихся 1-9 классов
В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятий "умения" и "навыки" и процесс их формирования. Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений уча ...

Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru