Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Новая педагогика » Профильное обучение проблемы и решения » Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Страница 3

Ведущая роль эмоций (экспрессивных или импрессивных) в познавательных процессах старшеклассников свидетельствует о склонности к самовыражению в художественно-эстетической сфере. Цель искусства – вызывать у людей определенные чувства и отношения к материальным и духовным аспектам нашей жизни, моделируя их с помощью символов и образов – вербальных, знаковых, звуковых, пластических. Стремясь выразить свои эмоции опосредовано, подросток реализует это в поэзии, живописи, музыке, хореографии и т.п. Для школьников с данной ориентацией искусство и эстетика представляют собой специфические образно-ассоциативные способы познания действительности и утверждения определенной системы ценностей.

Если же эмоциональный аспект в мышлении сочетается не с образно-ассоциативным, а с конкретным восприятием и отражением действительности, гностическая доминанта сменяется коммуникативной и прагматической. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности (со сверстниками, педагогами и др.) при сохранении каждого ее элемента. В коммуникациях реализуются управленческая, информативная, эмотивная и контактная функции. Доминирование в мышлении школьника коммуникативного аспекта способствуют ускорению процессов социализации и связанных с ней социальной мобильности, активности, общительности. Старшеклассники с таким типом мышления интересуются сферами деятельности, связанными с социально-гуманитарным профилем и соответствующими дисциплинами (педагогикой, медициной, сервисом, экономикой, юриспруденцией).

Прагматический аспект мышления ориентирует подростков на овладение знаниями и навыками, необходимыми для выполнения организаторских, управленческих функций (менеджмента), реализации коммерческих проектов, посреднической, консалтинговой и рекламной деятельности и т.п. В основе прагматического мышления лежит экономический фактор, как механизм решения задач удовлетворения материальных потребностей – индивидуальных и социальных.

Доминирование логической компоненты мышления над эмоциональным побуждает старшеклассника рассматривать явления окружающей действительности с позиции объективной логики, рациональности и конструктивности (технологичности). Познавательный процесс происходит за счет преимущественного использования функций левого полушария и является дискретным и аналитическим, в отличие от ассоциативно-образного, которое связано с синтезом (целостным восприятием, переработкой и выдачей информации), осуществляемым правым полушарием. Подросток с логической доминантой мышления ориентирован на дисциплины, связанные с техникой, технологией, информатикой, где процессы можно описать четким языком алгоритмов, норм, стандартов и правил, где задачи имеют, как правило, единственное решение.

Таким образом, представляется возможным построение определенных коррелятивных связей, устанавливающих соответствие разных типов мышления определенным направлениям профильного обучения.

Таблица 1

Основные

направления

профилизации

Социально –

гуманитарное

Естественно-

математическое

Технологическое

Художественно-

эстетическое

Спортивное

Доминирующий

тип мышления

Коммуникативное

Исследовательское

Аналитическое

Эстетическое

Сенсомоторное

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

История Нежинского государственного Университета имени Н.В. Гоголя
Мысль об открытии на левобережье высшего учебного заведения давно волновала передовых людей Украины. Это хотели сделать и Иван Мазепа, и Кирилл Разумовский. Был даже разработан проект, строительства университета в Батурине. Но смерть императрицы Елизаветы не дала осуществиться этим планам. Только в начале ХlХ века в Украине были открыты университет в Харькове, Высшая Волынская гимназия в Кременце ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru