Методология системного подхода предполагает использование комплексного метода для решения задач, связанных с профильным обучением. Первым условием реализации такого подхода является использование как качественных, так и количественных методов в решении проблем профильного обучения. Анализ подросткового возраста требует изучения психофизиологических изменений, индивидуальных психических реакций, зависимости характеристик личности (самооценки и т.д.) от ее структуры (типа личности), стиля воспитания в семье.
Важное значение имеет исследование особенностей социализации в период перехода от статуса ребенка к юношеству, усвоения качественно новых социальных навыков и выбора области профессиональных интересов, а также специфических форм коммуникативного поведения.
Представляется целесообразным использование в качестве инструментария следующих методов:
1. Психодиагностики, как способа выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности школьника.
2. Селекция учащихся и формирование профильных классов.
3. Внедрение методов программированного обучения.
Методы психодиагностики и отбора учеников для профильных направлений может осуществляться комплексом аппаратурных, бланковых и опросных тестов, а также с помощью имитационного эксперимента, воспроизводящего фрагменты, ситуации реального учебного процесса, как теоретических, так и практических занятий. При этом должна обеспечиваться синхронная регистрация визуально наблюдаемых и объективно фиксируемых показателей функционального состояния школьника, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности учебной работы.
Видится весьма перспективным направлением применение психофизиологических измерений, включающих аппаратную регистрацию сенсорных, моторных, вегетативных реакций, использование электроэнцефалографии. На основе полученных результатов строятся кибернетические модели мышления и поведения с дифференциацией физиологических аспектов структуры личности старшеклассника.
Следует особо отметить в комплексе применяемых методов использование возможностей программированного обучения с помощью компьютерной техники и специально разработанных под профильные направления программных продуктов. Это обеспечит каждому ученику возможность осуществления процесса обучения в соответствии с особенностями его уровня подготовки, интеллекта, индивидуального темпа.
Специфичной особенностью программированного обучения является выделении в его содержании учебных алгоритмов, которые служат предметом усвоения для учащихся, а также средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять ученики для эффективного усвоения знаний.
Психологическое значение алгоритмизации обучения состоит в том, что она способствует явному различению учениками содержательной и операциональной сторон изучаемых знаний и овладению общим способом решения широкого класса задач.
Похожие статьи:
Контрольный эксперимент и его анализ
После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творч ...
Конспект урока «золотые россыпи народной педагогики»
Преподаватель: Баева Г.И. Тема: Золотые россыпи народной педагогики Цель: 1.Приобщать студентов к народному творчеству. 2.Обогатить содержание воспитательного процесса. 3.Выявить умение применять знания по народной педагогике в практической деятельности, умение организовать самостоятельную работу и анализировать результаты труда. 4.Познакомить с идеями народной педагогики великих людей. 5.Воспиты ...