Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе

Новая педагогика » Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе

Страница 4

Данные отражают, прежде всего, скрытые, подсознательные механизмы эмоционального восприятия и реагирования. При диагностике механизмов защиты “Я” (опросник Р. Плучека) у абсолютного большинства обследованных были выявлены рационализация, проекция и регресс. Преобладает защитный механизм “рационализация”, который является частично осознанным, посредством него происходит переработка травматической и стрессогенной информации путем объяснения собственных поступков, мыслей, установок, позволяющего скрывать истинные их мотивы и оправдывать себя. Такой тип защиты развивается под влиянием специфических условий и окружения. Обследованный контингент находится именно в такой специфической, враждебной, стрессогенной среде.

Помимо лишения прав и свобод, человек в рамках тюремного заключения лишается элементарных бытовых условий, ощущения безопасности, погружается в каждодневные фрустрационно-стрессовые ситуации угрозы и неопределенности. Именно “рационализация” как механизм психологической защиты является наиболее эффективным и удобным в специфических условиях заключения для осуществления саморегуляции на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Вместе с тем,“рационализация” потенцирует такое личностное свойство, как самоконтроль.

Обострение самоконтроля в ситуации хронического стресса и фрустрации (состояние, обусловленное неудовлетворенной потребностью) часто приводит к развитию психоневрозов. Это сопровождается навязчивыми воспоминаниями, мыслями и желаниями, появляются стереотипные неконтролируемые действия, что опять-таки влияет на качество жизни и, в конечном счете, снижает самоконтроль. Наряду с “рационализацией” в группе развита “проекция” механизм защиты путем перевода субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями и аффектами. Данный тип защиты сопровождается перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств, качеств и черт характера.

В отличие от “рационализации”, “проекция” свидетельствует об уходе от проблемы и переживания, а не разрешения их путем рационального переосмысления, психологической схоластики. Данный тип защиты развивает такое качество, как подозрительность. Человек становится излишне настороженным, с предубеждением относится к другим людям и среде. Формируется предвзятая система восприятия, мышление становится настороженно-критическим к миру. В крайних случаях возможен риск развития психических заболеваний. На базе такого механизма в экстремальных провоцирующих условиях (стрессогенных и враждебных), например, в тюремной среде, формируется базовое недоверие миру. Также в группе выражена “регрессия” специфическая, порой болезненно-патологическая форма защиты. При этом человек как бы возвращается на предыдущие ступени психологического развития, что проявляется в соответствующих типах реагирования, прежде всего на стрессоры в форме первоначальных, примитивных способах мышления и поведения. Такая аварийная, бессознательная в своей основе, форма психологической защиты архаична по своему происхождению. Ее появление у взрослых мужчин в угнетающей стрессогенной среде свидетельствует о критической ситуации психологической атмосферы.

Проявление регрессивных реакций свидетельствует одновременно об отказе от осознания проблемы и попытки активного совладания с ней в ситуации безысходности, а также о потере контроля и самообладания с отказом от ответственности и нормативов нравственности. Учитывая специфику пенитенциарной среды, пронизанной воровским криминалом среды осужденных и прессингом со стороны администрации, провоцирующие регрессфакторы сопровождаются тяжелыми психопатологическими реакциями с неконтролируемым выплеском агрессии. Учитывая хронический характер стрессоров в пенитенциарной среде и узкий диапазон психологических условий адаптации, указанные механизмы защиты и дезадаптивного поведения закрепляются и становятся патогномичными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Пути и способы развития педагогических способностей
Способности – это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку даются задатки – его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требов ...

Конспект урока по народоведению по теме «русское застолье»
Преподаватель Баева Г.И. Тема: Русское застолье Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины. Форма проведения: устный журнал. Эпи ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru