Телекоммуникационные технологии и многочисленные учебные программы (слайд-лекции, телелекции, обучающие компьютерные программы) создают канал для утилизации неотреагированных чувств и переживаний, спроецированных на других. Новые впечатления, образно и эмоционально окрашенный учебный материал телекоммуникационных пособий и учебных программ активизируют перцептивные каналы и воображение, учебная информация привносит свежую струю в эмоционально-аффективные переживания и сознание осужденных. Указанные эффекты выводят педагогический процесс из только образовательного в процесс ресоциализации личности. Именно при таком подходе, с учетом социальнопсихологических факторов и выбором конгруэнтных форм и методов обучения, в экстремальных условиях формируется образовательно-коррекционная среда, решающая проблемы развития и исправления личности.
Проблема высшего образования в пенитенциарной системе связана не только с реализацией прав личности, но и с потребностями высшего порядка, удовлетворение которых определяет совершенствование, рост и самореализацию личности, а, значит, исправление. По сути, высшее образование в пенитенциарной системе является одним из действенных механизмов борьбы с криминализацией общества, а также управления этим процессом в тюремной среде. И образование выполняет здесь несколько функций, прежде всего функции перестройки и роста личности.
Помимо психодиагностики, психологами вуза параллельно проводилась индивидуальная психокоррекционная работа. Здесь также была отмечена положительная динамика личностной реконструкции и снижение фрустрации и общей тревожности.
Реализация проекта имеет также следующий положительный социальный эффект: руководство исправительных учреждений, в которых проводится обучение, отмечает снижение уровня преступности и напряженности внутри исправительных учреждений, что подтверждают данные психологических исследований, проведенных сотрудниками Самарского филиала Современной гуманитарной академии.
Для осужденных выпускников, получивших высшее образование в Самарском филиале Современной гуманитарной академии, планируется продолжение обучения. Так, например, два осужденных студента, получающие второе высшее образование, планируют поступление в аспирантуру Современной гуманитарной академии по специальностям “Экономика” и “Менеджмент”.
Много вопросов возникает в отношении дальнейшего трудоустройства людей, получивших высшее образование в пенитенциарной системе. Вопросы вызываются трудностями, связанными, в первую очередь, с отношением социума к отбывшим срок. Однако подобный предрассудок можно преодолеть именно усовершенствованием реализации системы современного образования в исправительных учреждениях, что, как уже говорилось выше, будет способствовать развитию у заключенных качеств, характерных, прежде всего, для состоявшейся личности. А состоявшаяся личность с развитой системой внутренних качеств, развитым сознанием и профессиональными навыками вызывает у социума и различных его представителей гораздо больше доверия, нежели с детства “неблагополучный” человек, не знающий, чем ему заняться и по этой и многим другим причинам идущий на преступление.
Опыт данного проекта был распространен на 29 регионов России (Пенза, Ульяновск, Нижний Новгород, Рыбинск, Стерлитамак, Екатеринбург и другие), где получают высшее образование более 1500 осужденных на базе спутниковых телекоммуникационных технологий Современной гуманитарной академии.
Так как опыт образования в пенитенциарной системе можно считать положительным, для дальнейшего его развития необходима государственная поддержка и реформирование законодательства в данной области.
Похожие статьи:
Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей ...