Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению творческого воображения.

К сожалению, занимаясь проблемой творчества, психологи и педагоги обратили внимание на воображение ребенка только лишь несколько десятилетий назад. Поэтому эта сфера не достаточно изучена как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Что создает определенные трудности в поиске методических средств активизации творческого воображения детей.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.

По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве .

Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту: «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии».

При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу (они могут или сформироваться в процессе развития объекта, или не возникнуть вообще, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного). Воображение и творчество – не произвольное «вламывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта. Во многом справедлива известная метафорическая характеристика творчества, приписываемая французскому мыслителю М. Монтеню: создание того, чего в природе нет, но против чего она в принципе «не возражает».

Л.С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни ученым человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению. Однако уже А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли). Ее роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения (С. Ариети; С. Парнс). В работе Х. Вернера была впервые сформулирована идея стадиальности развертывания воображения, связанная с операциональным характером умственного развития. Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта. Сама необходимость исследования воображения и его вклада в творческий процесс возникла именно тогда, когда в распоряжении исследователей появились данные, раскрывающие значение образов для построения моделей мира (П. Шорт), описывающие такие их качества, как ситуативность (С. Лангер), широту охвата действительности (Х. Груббер).

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы
"Конвенция ООН о правах ребенка" помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: "Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка"; а "Государств ...

Анализ опыта преподавателей по исследуемой работе
С целью изучения опыта преподавателей по использованию рифмовок и стихотворений я посетила уроки английского языка в 6 классах СОШ №2. Преподаватели используют рифмовочные и стихотворные приёмы обучения в этой школе практически на каждом уроке английского языка. Учитель уделяет большое внимание отбору стихотворений, в основу которых положены принципы: тематический, познавательный и дидактический. ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru