Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Монополистами в области изучения воображения и творчества детей дошкольного возраста, отмечает В. Синельников, являются исследователи, работающие (прямо или косвенно) в рамках теории креативного интеллекта. До сих пор распространен взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот «отлет», тем более творческим по своей оригинальности считаются образы воображения.

Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще.

При рассмотрении сущности воображения исследователи отмечают, прежде всего, наличие преобразования образов.

«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

Аналогичную мысль высказывает Е.Г. Игнатьев. Он пишет: «Основной признак воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые представления». Подобное можно прочитать и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Процессы творческого воображения, отмечал Л.С. Выготский, имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Учеными подчеркивается и такая характеристика функционирования воображения как схватывание целого раньше частей.

Так, Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания. Эту же особенность выделяет В.В. Давыдов .

Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник создания образов.

Комбинирование – сочетание отдельных элементов, различных образов, предметов в новые, более или менее необычные комбинации. Комбинирование – творческий синтез, а не просто сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования – агглютинацию, выделяет Л.С. Выготский, – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.

В акцентировании – подчеркиваются те или иные черты (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий).

По данным О.М. Дьяченко, акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях :

утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

преувеличение или преуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);

типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа.

О.М. Дьяченко отмечала, что образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Но мы можем исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представление о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим предметом.

Воображение тесно связано с мышлением. Как отмечал Д.Н. Узнадзе: «Мышление … лишь определяет, что нужно сделать, но как осуществить, как сделать реальным то, что находится лишь в области воображения, это уже не дело мышления». И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребности личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредственно познать окружающее.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил терми ...

Содержание физкультурных досугов и методики их проведения в старшей логопедической группе
Физкультурный досуг в старшем дошкольном возрасте проводится 2 раза в месяц. Длительность досуга 25-30 минут. Физкультурный досуг лучше проводить на открытом воздухе, что способствует оздоровлению, а также закаливанию организма детей. В зимнее время физкультурный досуг проводится на открытом воздухе при температурных условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона страны. В случаях ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru