Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения

Страница 2

Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, нарушение сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто – слюноотделением. Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Особенности звукопроизношения в значительной степени определяются смешением спастически наряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

При спастической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами артикуляционных мышц. Подвижность артикуляционных мышц резко ограничена, страдают наиболее тонкие, изолированные движения, особенно движения языка вверх. Поэтому при указанной форме дизартрии нарушено прежде всего произношение переднеязычных звуков (р, л, ж, ш, ч). Следующей особенностью является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических. Ребенок не может открыть рот и произнести звук а и в то же время он может зевать, плакать, кашлять. В более легких случаях активные движения артикуляционных мышц сохраняются, но объем их ограничен, ребенок с трудом удерживает позу языка, губ.

При паретической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженный парез речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений, Нерезко повышенный или даже пониженный мышечный тонус. При этой форме отмечается общая слабость лицевой, артикуляционной и жевательной мускулатуры, повышенная истощаемость речевой мускулатуры. В фонетическом отношении нарушено прежде всего произношение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных движений языка (переднеязычные звуки) и мышечных усилий (смычные губные звуки – п, т, к, б, д, г), особенно губно-губные: п, б, м, язычно-альвеолярные звуки: р. Характерно также то, что наряду с ограничением активных движений артикуляционных мышц отмечается большая трудность в удержании нужной артикуляционной позы. В силу паретичности мышц мягкого неба отмечается открытая гнусавость, мягкое небо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена. Преобладание паралича наблюдается и в лицевой мускулатуре, поэтому амимия у детей обычно значительно выражена.

При псевдобульбарной дизартрии у детей с детским церебральным параличом обычно преобладает ее спастический вариант, при этом основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений дл проведения логопедической работы. Псевдобульбарная дизартрия может иметь у детей разную степень выраженности. Логопед должен учитывать степень поражения, возрастные особенности детей. В результате систематических занятий ребенок-дизартрик может быть включен в процесс полного общения с окружающими.

Характеристика структурного компонента данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачи и систему логопедического воздействия.

Цель логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выравнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации внеурочной деятельности
Теория и практика учебной деятельности создавалась Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым как способ исследования возрастных возможностей школьников. В постсоветские времена из исследовательского способа эта образовательная система превратилась в социальную практику, а эта практика предъявила к изыскателям учебной деятельности как формы развития школьников новые, неакадемические требования. В первую оч ...

Приёмы работы с рифмовками
Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью и яркостью языка, учат ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru