общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);
внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.);
умения сверстника или его знания;
нравственные качества ровесника;
дружеские отношения («Я с ним дружу»);
не могут объяснить.
По результатам проведенного нами эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 1). В данной таблице наглядно представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицательные взаимовыборы каждого испытуемого. Как видно из таблицы, большинство детей не смогли сделать нужное количество положительных и отрицательных выборов. Так, все дети сделали только по одному положительному выбору, Ваня К. и Даша О. сделали только один отрицательный выбор, Андрей Т. не сделал ни одного отрицательного выбора.
1. Статусное положение каждого ребенка.
На основании полученных положительных выборов мы определили статусное положение детей и распределили их по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» («лидеры») – не выявлено;
II «принятые» – Кристина П. (2 выбора);
III «непринятые» – Алеша К. (1 выбор), Ваня К. (1 выбор), Даша О. (1 выбор);
IV «изолированные» – Андрей Т. (0 выборов).
В результате больше всего детей было отнесено к категории «непринятых» (3 человека), 1 ребенок оказался в категории «принятых» и 1 в категории «изолированных». Детей, получивших максимальное количество выборов (4 выбора) и отнесенных к категории «предпочитаемых» выявлено не было.
Далее было определено соотношение детей в статусных категориях, данные представлены в таблице 1 «Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы».
Таблица 1
Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы
|
Статусные категории |
Число детей |
Соотношение детей (в %) |
|
Предпочитаемые |
- |
- |
|
Принятые |
1 |
20 |
|
Непринятые |
3 |
60 |
|
Изолированные |
1 |
20 |
Вывод: «предпочитаемых» детей не выявлено, 20% детей отнесено к категории «принятых», большинство детей (60%) оказалось в категории «непринятых», 20% детей – «изолированные».
2. Уровень благополучия взаимоотношений.
В результате соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II) – 1 человек, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV) – 4 ребенка, мы определили, что в данной группе низкий уровень благополучия взаимоотношений.
3. Социометрический статус.
В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) мы определили социометрический статус каждого ребенка и сделали выводы об уровне развития коммуникативных навыков у каждого ребенка. Данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Социометрический статус и уровень развития коммуникативных навыков детей до проведения коррекционной работы
|
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Социометрический статус (%) |
Статус в баллах |
Уровень развития коммуникативных навыков |
|
1 |
Алеша К. |
25 |
2,5 |
Низкий |
|
2 |
Андрей Т. |
0 |
0 |
Очень низкий |
|
3 |
Ваня К. |
25 |
2,5 |
Низкий |
|
4 |
Даша О. |
25 |
2,5 |
Низкий |
|
5 |
Кристина П. |
50 |
5 |
Средний |
Похожие статьи:
Развитие полоролевого самосознания
Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девоч ...
Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...