Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией » Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика

Страница 2

2 этап – формирующий. Он был направлен на формирование у детей с псевдобульбарной дизартрией коммуникативных навыков.

3 этап – контрольный. На этом этапе выявлялся уровень развития коммуникативных навыков после экспериментального обучения.

Психолого-педагогическое исследование, направленное на изучение общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией со сверстниками, включает три основных экспериментальных ситуации:

Изучение взаимоотношений между детьми с псевдобульбарной дизартрией проводится в виде игры «Два домика» (социометрический эксперимент). Цель данной методики – определение статусного положения детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в группе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков.

Изучение критериев выбора партнера для общения с целью выявления причин положительного и отрицательного выбора детьми партнера по общению (проводится в форме беседы). Исследование дополняется наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяют и уточняют результаты социометрического эксперимента и беседы.

Изучение причин изоляции дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в группе детского сада. На основании социометрического эксперимента могут быть выявлены «изолированные» дети и проведено наблюдение за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах.

При изучении общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией мы использовали методику «Два домика» – вариант методики, предложенный Я.Л. Коломинским, «выбор в действии». Цель методики – выявление уровня сформированности коммуникативных навыков, а также изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.

Подготовка исследования. Изготовить из картона, либо нарисовать два разных домика: один – привлекательный для ребенка, большой, красного цвета, с крышей и окнами; другой – непривлекательный для ребенка, небольшого размера, черного цвета, без крыши и окон. Приготовить фотографии всех детей, участвующих в эксперименте.

Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Разложи фотографии ребят по домикам (в домиках должны быть прорези для фотографий).

Проведение исследования. После показа домиков ребенку рассказывают, что в одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает первых двух детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента взрослый просит ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов.

Ограничение числа выборов позволяет выявить наиболее субъективно значимые связи, а значит, социометрическая структура группы будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Данная методика может дать достоверные результаты в том случае, если в составе исследуемой группы не меньше пяти детей.

Обработка данных. Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Подсчитываются следующие данные:

– количество положительных выборов (выборов);

– количество отрицательных выборов (невыборов);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Определение целей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целями могут быть следующие: ― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); ― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы ...

Диагностические методики творческого воображения
Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии. Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru