– количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);
– количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).
Данные заносятся в таблицу (см. Приложение 1), выборы обозначаются +, невыборы –, взаимовыборы +, взаимоневыборы – . На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка и происходит распределение всех детей по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» («лидеры») – дети, получившие 4 выбора;
II «принятые» – дети, получившие 2-3 выбора;
III «непринятые» – дети, получившие 1 выбор;
IV «изолированные» – дети, не получившие ни одного выбора.
В соответствии с количеством детей в каждой статусной категории высчитывается соотношение детей в статусных категориях (в %) по формуле:
СП = ( n / N ) 100% ,
где СП – статусное положение, n – количество детей в статусной категории, N – общее количество детей, участвующих в эксперименте.
Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносится число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ в норме при I + II III + IV (или незначительном расхождении), низкий – при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) определяется социометрический статус каждого ребенка в группе при помощи следующей формулы:
С = % ,
где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество положительных выборов, полученных ребенком среди сверстников; n – количество детей в тестируемой группе.
Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов.
8-10 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 100%;
6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%;
4-5 баллов – показатель С находится в пределах от 40% до 59%;
2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%;
0-1 балла – показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития коммуникативных навыков.
8-10 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
1-3 балла – низкий;
0 баллов – очень низкий.
Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ):
КВ = ((Р1 ½) ⁄ Р)
100%,
Где Р – общее число положительных выборов, сделанных в эксперименте;
Р1 – число взаимных положительных выборов.
На основе определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).
После этого анализируют критерии положительных и отрицательных выборов, определяют, какие данные о сверстниках (нравственные качества, умения, внешние особенности и пр.) чаще выделяют дети. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.) Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:
Похожие статьи:
Предметом педагогики
Предметом педагогики является исследование тех граней в формировании и развитии человеческой личности, которые позволяют разрабатывать на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса. Необходимо оговориться, что вузовская педагогика приобретает особый оттенок в силу ряда причин: специфика возраста (студенты еще и не взрослые, но уже и не дети); специфика коллек ...
Формирование ценностного отношения к
профессиональной деятельности у будущих учителей
Учитывая результаты диагностических исследований, полученных на констатирующем этапе эксперимента, были внесены изменения в условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, входящих в состав экспериментальной группы. В целях оптимизации процесса формирования у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной де ...