– количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);
– количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).
Данные заносятся в таблицу (см. Приложение 1), выборы обозначаются +, невыборы –, взаимовыборы +, взаимоневыборы – . На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка и происходит распределение всех детей по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» («лидеры») – дети, получившие 4 выбора;
II «принятые» – дети, получившие 2-3 выбора;
III «непринятые» – дети, получившие 1 выбор;
IV «изолированные» – дети, не получившие ни одного выбора.
В соответствии с количеством детей в каждой статусной категории высчитывается соотношение детей в статусных категориях (в %) по формуле:
СП = ( n / N ) 100% ,
где СП – статусное положение, n – количество детей в статусной категории, N – общее количество детей, участвующих в эксперименте.
Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносится число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ в норме при I + II III + IV (или незначительном расхождении), низкий – при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) определяется социометрический статус каждого ребенка в группе при помощи следующей формулы:
С = % ,
где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество положительных выборов, полученных ребенком среди сверстников; n – количество детей в тестируемой группе.
Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов.
8-10 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 100%;
6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%;
4-5 баллов – показатель С находится в пределах от 40% до 59%;
2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%;
0-1 балла – показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития коммуникативных навыков.
8-10 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
1-3 балла – низкий;
0 баллов – очень низкий.
Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ):
КВ = ((Р1 ½) ⁄ Р)
100%,
Где Р – общее число положительных выборов, сделанных в эксперименте;
Р1 – число взаимных положительных выборов.
На основе определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).
После этого анализируют критерии положительных и отрицательных выборов, определяют, какие данные о сверстниках (нравственные качества, умения, внешние особенности и пр.) чаще выделяют дети. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.) Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:
Похожие статьи:
Формирование графических умений и навыков
на уроках ИЗО у учащихся 1-9 классов
В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятий "умения" и "навыки" и процесс их формирования. Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений уча ...
Значение календарей природы, их виды
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирован ...