Далее, замечательным педагогическим праздником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель давал своим детям советы. Кто помнит какие? (Как жить, призывал любить Родину, быть трудолюбивыми, быть отзывчивыми к людям, к старшим быть почтительными, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу, и в то же время уважать и соблюдать традиции народа).
А основатель педагогики, «отец педагогической науки» Я.А. Коменский уже в первой работе, начатой в 1612 г. «Сокровища чешского языка» проявил стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует историю, географию, записывает чешские пословицы. Именно написанная им «Чешская дидактика» становится предшественницей «Великой дидактики». В его лучших произведениях – «Мудрость старых чехов», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 г.», «Об изгнании из школы косности» и др. выражает глубокое уважение к педагогической культуре народа. Однако с сожалением Коменский отмечал, что уже в его время народ и народные языки находились в величайшем презрении, чем им наносилась величайшая обида, и что всякому народу все должно передаваться на его собственном языке.
Посмотрит дальше. Осмыслив народные традиции воспитания, педагогические явления, к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 века, начала XX века, продолжил путь русский педагог К.Д. Ушинский. Именно ему принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребности и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения.
Как вы думаете, что же лежит в основе педагогической системы Ушинского? Какова идея? В основе лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью … воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах … Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.)
К.Д. Ушинский составил две учебные книги для начального обучения «Родное слово» и «Детским мир». Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка. НО на этих книгах воспитывались многие поколения («Родное слово» выдержало около 150 изданий). В книгах много басен, сказок, пословиц и т.д.
Время неумолимо движется вперед. Многие педагоги продолжают идеи народности, показывая жизнь народа в фольклоре, сказках, традициях, обрядах.
В.А. Сухомлинский.
Идеи народной педагогики продолжил в своих трудах, в своей педагогической деятельности В.А. Сухомлинский. Откуда, где он брал материал? Воодушевление, научные силы он черпал прежде всего из духовных народных глубин, неиссякаемых источников народной мудрости. Он считал, что школа – это «колыбель народа», «народный очаг воспитания», «важнейший центр духовной жизни народа». Призвание школы в цивилизованном обществе – не только учить и воспитывать детей, но и формировать историческую общность, имя которой – народ.
Похожие статьи:
Основные понятия православной педагогики
Предмет православной педагогики. – Воспитание синонимично воцерковлению. – Раскрытие образа Божия в человеке – задача образования. – Обучение как акт покаяния. Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли – человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека ...
Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...