Психолого—педагогическая характеристика мотивации в изучении иностранного языка

Новая педагогика » Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации к иностранному языку » Психолого—педагогическая характеристика мотивации в изучении иностранного языка

Страница 2

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, или далёкой, мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда ещё до изучения иностранного языка, нацеливает учащихся на "сверхзадачу".

Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация.

Её называют часто процессуальной мотивацией. Эта мотивация является близкой и актуальной. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т. Григоряном: коммуникативной, лингвопознавательной и инструментальной.

Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность - это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык.

Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. И так называемые "естественные ситуации", используемые при обучении, носят в сущности искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, а это сближает ее со сценической коммуникацией, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению.

Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися.

Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, в 5-м классе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как "играть", "строить", "фантазировать", "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке :

Heute spielen wir Marchenpersonen. (Сегодня мы разыгрываем сказочных персонажей).

Heute bauen wir eine Stadt. (Сегодня мы строим город). Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются:

Wollen wir ein problem der Umweltschutz besprechen! (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды).

Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала.

События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Поэтому на уроке следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и "связать" её с темой урока.

Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном.

Равновесие между новой и известной информацией может быть соблюдено также путём актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой оболочке. Узнавание их доставляет учащимся радость познания; одновременно они на деле убеждаются, что иностранному языку, как и родному, свойственна органичная вплетённость во внешний многомерный мир.

Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока.

Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Формирование волевых качеств с учетом темперамента
Необходимость выделения воли как элемента развиваю­щегося характера ребенка видели многие выдающиеся педа­гоги (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко). К. Д. Ушинский писал: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнут только от постоянно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно подорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие; но, не давая им упраж­нения, вы непременно ...

Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главная психологическая причина появле ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru