Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований

Новая педагогика » Организация учебного процесса в клубных формированиях и творческих коллективах » Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований

Страница 2

При всем многообразии форм любительства конкретные занятия, составляющие целевую деятельность объединений, сводятся к немногим, психологически и педагогически своеобразным основным видом. Это учеба творческая, поисково-исследовательская и пропагандистско-организаторская деятельность, как правило, клубные коллективы практикуют несколько видов деятельности при ведущей роли одного (исследование сочетается с учебой, творческая работа с репродуцированием и т.д.) Содержательное и видовое многообразие целевой деятельности служит важной предпосылкой жизнеспособности и продуктивности самодеятельного объединения.

В любом объединении его участники стремятся к овладению определенных специфических знаний, умений, навыков. Для решения этой общеколлективной задачи осуществляется обучение, т.е. целенаправленный, специально организованный процесс овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. В одних случаях этим процессом руководит профессиональный работник, т. е. преподаватель, в других самостоятельная учеба, в-третьих – самообучение.

Характерной особенностью учебы в коллективе является многосторонность: заметная часть времени должна быть отведена расширенному обучению и культурного кругозора участников. Цементирует многогранную учебу и самообучение сознательно поставленная и квалифицированно разработанная воспитательная цель; формирование гармоничной и активной личности.

Рассмотрим основные особенности содержания и организации учебных занятий в клубных объединениях.

1) Учет условий свободного времени. Объем материала должен быть несколько уменьшен по сравнению с тем, что преподается в учебных заведениях и профессиональных коллективах.

2) Акцент на овладение практическими навыками. Пропорции теоретических и практических занятий смещены в сторону практики. Колле5ктивы обычно обращаться к теоретическим вопросам в той последовательности, которая диктуется решением творческих задач. Учеба представляет собой, по выражению К.С. Станиславского, «школу на ходу». Практическая направленность проявляется в резком преобладании реального материала упражнений над условно-дедактическим.

3) Индивидуализация обучения. Разрабатывается программа, существенно отличающаяся от профессиональной, т.е. она индивидуальна, что создает для педагога руководителя большие трудности, но иного пути не существует.

4) Своеобразие отношений субъекта и объекта обучения. В кружке, где есть руководитель – профессионал его влияние существенно дополняется взаимовлиянием кружковцев: опытные и авторитарные члены коллектива получают статус ассистентов (репетиторов). В не кружковых коллективах принцип взаимной передачи знаний и умений главенствует.

5) Гибкость учебного процесса. Она обусловлена, прежде всего, необходимостью оперативно откликается на актуальные события, что приводят к резкому изменению текущих планов. Может также измениться темп овладения теорией и мастерством, что приведет к коррективам в первоначальном плане занятий. Могут появиться инициативные предложения кружковцев. Опытные руководители стремятся периодически менять характер занятий, ибо шаблон, стандартность противопоказаны творчеству и противоречат духу клубной деятельности. Но гибкость плана отнюдь не означает возможность учебы без четкого плана. Именно подвижность отдельных его звеньев заставляет особенно целеустремленно строить процесс в целом.

6) Активность участников объединения. Добровольность, самостоятельность, одновременное использование основных методов обучения словесных, наглядных, практических и ряд других факторов порождает высокую и многообразную активность самих участников объединения.

7) Соблюдение ряда методических правил кружковых занятий. Эти правила в модифицированной форме доступны любому объединению:

а) Сочетание теоретического и практического обучения;

б) Закрепление знаний и навыков перед очередным продвижением вперед;

в) Использование в различных форматах и пропорциях теоретического материала и упражнений;

г) Четкое выделение ведущих элементов в теме каждого занятия;

д) Периодическое использование нестандартных по содержанию и методике занятий (это особенно важно для кружков, специфика целевой деятельности которых ведет к однообразию плановых занятий).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методика развития творческих способностей участников самодеятельности
Руководитель коллектива постоянно сталкивается с необходимостью определения (диагностики) художественно-творческих способностей участников, необходимого для правильной ориентации людей, пришедших в художественную самодеятельность для занятий тем или иным видом искусства. Диагностические данные нужны ему для оптимального художественного развития каждого участника, для осуществления индивидуального ...

Сущность понятия интеграции
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Буквал ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru