е) Повышение теоретического и практического уровня занятий по мере развития коллектива, использование элементов студийности.
ж) Передача руководства занятий наиболее сильным участникам объединения.
Стимулирование творческого процесса, управление им требует соблюдения определенных организационно-педагогических правил:
1) В каждом населенном пункте, районе, трудовом коллективе есть конкретные экономические социально культурные задачи. Содействовать им, т.е. их решению прямой долг самодеятельного коллектива. Поэтому так велика роль повседневных связей с общественностью. Совместное обсуждение планов публичные отчеты, включение представителей общественности в художественные советы все это стимулирует творческую деятельность коллективов.
2) Важную роль играют сами выдвигаемые цели, их своеобразие, значительность, соответствие творческим стремлениям членов объединения. В связи с этим важно точно выяснять способности каждого участника. Их задатки сапостовляются с совокупностью качеств, объективно необходимых для успеха и занятия строятся так чтобы учитывать склонность, индивидуальный темп продвижения каждого его ступеням мастерства.
3) Показ достижений и творческие отчеты коллектива важны для развития объединений.
4) Творческое содружество. Руководителям важно добиваться того, чтобы каждый вносил неповторимый личностный вклад в общее дело, чтобы личные способности не просто суммировались и синтезировались.
5) В любом самодеятельном объединении желательны люди творческого склада – «генераторы» выдвигающие оригинальные предложения; «скептики» - люди критической складки, остро чествующие слабые места и в существующей практике, и в новых идеях; нужны также и «эрудиты» с универсальными, обширными познаниями. В техническом творчестве все завершается конструктивно-предметной деятельностью, и «мастера-умельцы», часто заслуживают звания соавторов. Представить всех категорий при хорошей организации творческого процесса могут идти рука об руку, дополняя друг друга, как подлинные единомышленники и сотворцы.
6) Творческая активность объединения, т.е. творческое соревнование: конкурсы, смотры и т. д. Невозможность сравнивать свои успехи с достижением коллег сдерживает развитие коллектива, поэтому наладить систему смотров и состязаний очень важно.
Условие творческой атмосферы – оперативность и публичность поощрение каждой ценной находке. Очень важен мажорный настрой коллектива, общий светлый, бодрый стиль и тон отношений. Все эти компоненты творческой атмосферы возникают при искреннем интересе руководителя к успехам своих «подчиненных» и самих «подопечных» - к успехам коллег, при отчетливом акцентировании общности задач, обязанности и успехов.
Способы организации, становления и развития клубных формирований обеспечивает наивысшую результативность труда, наилучшие возможности для развития личности. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие каждого объединения, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – диалектическое единство высокоразвитых внутригрупповых отношений и многообразных связей коллектива с обществом, обусловленных социальной значимостью целей данной группы. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми дружелюбными межличностными отношениями психологическим (интеллектуальным, эмоциональным, волевым) единством.
Собравшиеся на первое занятие объединения любители уже обладают рядом качеств коллектива: сходства на базе общего увлечения, принятыми правилами совместной деятельности, наличием органов общественного управления. Но объединившимся любителям предстоит пройти в своей работе ряд этапов, прежде чем они станут истинным коллективам. Наиболее удобен для определения этих этапов критерий, выдвинутый А.С. Макаренко.
На первом этапе ведущую роль как « субъект предъявления требований» играет руководитель – именно он выдвигает конкретные требования;
На втором этапе «субъектом предъявления требований» становится также и актив, раннее других осознавший смысл и ценность законов коллективной жизни; затем требования предъявляются большинством от имени коллектива в целом.
Похожие статьи:
Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он прояв ...
Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью
Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я – концепции, которая является одновременно базой как для увеличения влияния факторов наркотизации, так и для увеличения степеней личностной свободы. Поэтому профилактика наркомании и социальной дезадаптации среди подростков должна б ...