Требования к организации факультативных занятий по математике

Страница 3

Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старшего школьника наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Учение для старших школьников приобретает конкретный жизненный смысл, так как усвоение учебных знаний, умений и навыков становится важным условием их предстоящего полноценного участия в жизни общества.

Мышление старшего школьника приобретает все более активный, самостоятельный, творческий характер: если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение.

Если учесть еще и то, что факультативные занятия проходят обычно на 6-7 уроках, т.е. в конце школьного рабочего дня, когда утомляемость учащих особенно высока, становится очевидным необходимость включения в факультативный курс задач, решение которых предполагает некоторую двигательную и игровую активность.

Форма проведения занятий должны отличаться большим разнообразием. При разработке системы упражнений нельзя недооценивать занимательные задачи, задачи-игры.

ж) Решающая роль в факультативном курсе должна быть отведена упражнениям.

Одной из целей изучения математических факультативов является развитие логического мышления учащихся, важное средство для достижения этой цели - работа учащихся при решении задач.

Только в процессе решения задач возможно действительное, неформальное усвоение теоретического материала. Доказательства теорем, их формулировки довольно скоро забудутся учащимися (особенно теми, которые выберут себе профессию, далекую от математики), а логические приемы, примененные многократно в процессе решения задач, останутся навсегда, станут базой для развития логической культуры человека.

Именно в процессе решения задач начинается творчество учащихся. Работа над математическим упражнением (задачей) предполагает 3 этапа: составление задачи, решение ее, контроль. Учебная работа ограничивается чаще всего лишь вторым этапом, решением готовых задач. Однако, согласно данным психологов, всевозможные задачи по составлению задач резко улучшает сохранение материала в памяти. Самостоятельно составленная и решенная задача запоминается полнее и прочнее.

К сожалению, процесс составления задач специально не изучался и применяется, в основном, в начальной школе. Однако, опыт учителей подтверждает, что ни один вид работы не заставляет учащихся так активно мыслить, как составление задач.

Число упражнений, необходимых для образования навыка, зависит от индивидуально-психологических особенностей ученика, упражнения должны составлять правильную последовательность постепенно усложняющихся задач.

В факультативном курсе система упражнений должна носить пропедевтическую направленность, должна быть построена по принципу опережающего развития понятия, чтобы подготовить учащихся к восприятию важнейших понятий современной математики, с которой учащиеся встретятся в процессе дальнейшего обучения.

з) При разработке факультативного курса следует предусмотреть повторение и углубление возможных разделов обязательной программы.

Факультативные курсы основаны на обязательном курсе, они призваны углублять и расширять знания, предусмотренные обязательной школьной программой.

Занятия на факультативе, где у учащихся развивается интерес к математике, формируются приемы самостоятельной творческой работы, развивается логическое мышление, благоприятно сказывается на общем развитии учащегося, и, следовательно, на его успехах в изучении обязательного курса. Учащиеся выбирают тот или иной факультативный курс по желанию, которое, по-видимому, основано на некотором интересе к данному разделу математики. Кроме того, на факультативе, как это было указано, шире возможности применения индивидуальных методов обучения, поэтому, нередко содержание факультативного курса усваивается лучше, чем обязательная программа.

и) При разработке системы упражнений факультативного курса должна быть поставлена цель обеспечить текущий контроль ее со стороны учителя за процессом обучения, его результатами и максимально облегчить его.

Для эффективного руководства процессом обучения учитель должен постоянно получать информацию о ходе усвоения материала, так как эффективный процесс управления характеризуется наличием у учителя оперативной и достаточно полной информации о состоянии знаний учеников и проходящих в них изменениях. В обучении же, существующие способы обратной связи не экономны, весьма трудоемки (проверка контрольных работ, тетрадей с домашним заданием и т.д.), а главное, контроль не постоянен, отдален от момента сообщения новых знаний.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...

Специфика интегрированных курсов для начальной школы
Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru