Основные задачи факультативных занятий по математике в средней школе - это углубление математических знаний учащихся; развитие способностей и познавательных интересов школьников. Факультативные занятия призваны вырабатывать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания, формировать навык работы с дополнительной литературой.
Индивидуализация обучения в процессе факультативных занятий приобретает особую значимость в связи с тем, что на факультативе изучается материал более высокого уровня трудности, а индивидуальные различия учащихся в характере мыслительной деятельности, степени подготовленности остаются, так как посещать факультатив могут все желающие, независимо от успеваемости.
На факультативных занятиях имеются наиболее благоприятные условия для индивидуализированного обучения. Во-первых, потому что для факультативных занятий не установлен обязательный минимум знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, программы факультативных курсов не являются жесткими, стабильными и допускают значительные вариации; во-вторых, потому, что факультативные занятия, по сравнению с обязательными классными занятиями, имеют больше возможностей для осуществления индивидуализированного подхода к учащимся, так как факультативная группа должна состоять из 10-15 человек, а в такой группе можно реально ставить вопрос об индивидуальном темпе и уровне изучения материала. Без ориентации на индивидуализацию процесса изучения факультативного курса сильные учащиеся искусственно задерживаются в своем развитии и теряют интерес к занятиям; более слабые ученики также теряют интерес к факультативу, так как от них требуется непосильное умственное напряжение. При разработке методики изучения факультативного курса главный акцент должен быть сделан на индивидуализацию процесса обучения. «Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей каждого школьника в отдельности. Без факультативных занятий такой подход осуществить крайне трудно».
Факультативные курсы - наиболее массовая и эффективная форма дифференцированного обучения, позволяющая учитывать интересы и развивать способности каждого учащегося в рамках классно-урочной системы школьного образования.
Можно выделить некоторые особенности постановки факультативных курсов по математике:
а) Факультативный курс по математике должен быть направлен на воспитание математической культуры учащихся.
Современный этап развития науки, техники, культуры, производства выдвинул перед обществом задачу воспитания творчески мыслящей личности; человека, умеющего решать научные и производственные задачи. Развитие науки в последнее время характеризуется тенденцией к математизации. Все это выдвигает перед школой задачу всемирного развития у учащихся математических способностей, склонностей и интересов, задачу повышения уровня математической культуры, уровня математического развития школьников.
Владение элементарными приемами логического мышления является принципиальным, необходимым компонентом общей культуры человека. К логическим умениям, которыми должны овладевать школьники, относят умение опровергать ложные предложения удачно подобранным частным примером (контрпримером), умение доказывать существование вводимых математических понятий, умение определять правдоподобие предложений, полученных при попытках обобщить условие теоремы или задачи, проверять правильность обратного утверждения.
Именно на факультативных занятиях открываются значительные возможности для выработки таких умений в силу малочисленности факультативных групп, широкого применения индивидуальных методов обучения, наличия некоторого интереса к математике у участников факультатива.
Факультативные курсы должны знакомить учащихся с важнейшими идеями и методами современной математики.
В факультативный курс должны быть включены исторические сведения, поскольку история науки, в частности математики, является частью общей культуры.
б) Факультативный курс должен быть построен так, чтобы способствовать формированию самостоятельной, творческой и мыслительной деятельности учащихся.
Только в результате самостоятельной мыслительной деятельности учащегося, в результате напряженной умственной работы, особенно при решении самостоятельных, творческих задач, образуется многообразие связей, которое даст тот высокий уровень системности умственной деятельности, который обеспечивает ее динамичность,
Похожие статьи:
Психолого-педагогические задачи игросистемы
1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний. 2. Раскрытие творческих возможностей учащихся. 3. Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем. 4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями. 5. Воспитание чувства ...
Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией
Исходя из того, что псевдобульбарная дизартрия у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, мы рассматриваем особенности общения, а также особенности развития коммуникативной деятельности при псевдобульбарной дизартрии применительно к детям, имеющим детский церебральный паралич. Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из глав ...